Организация социальной помощи неполным семьям

Белоусова.doc

Основные принципы семейной политики:

  1. автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  2. приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  3. равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  4. партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  5. доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
  6. комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
  7. профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Оглавление:

Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.

Впервые Указом Президента от 15 ноября 1993 года № 1908 была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Это коллегиальный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей мужчин и женщин. В Государственной Думе существует комитет по делам женщин, семьи и молодежи. На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где есть департамент по проблемам семьи, женщин и детей. Министерство труда и социального развития разработали Президентскую программу «Дети России».

В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей. Социальное обслуживание семьи – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ. Социальное обслуживание включает в себя: социальный патронаж детей и семей, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставлении временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь семьям, реабилитационные услуги. 32

К сожалению, российское законодательство не предусматривает определенных льгот для неполных семей, за исключением случаев, когда отдельные члены семьи относятся к контингенту граждан, для которых установлены социальные льготы: пенсионеры, многодетные семьи, семьи с ребенком – инвалидом, граждане имеющие особые заслуги (Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и т.п.), а также пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Основанием для введения льгот выступают низкие доходы и особые заслуги. 33

Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года № 81 устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Постановлением Правительства РФ « Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 4 сентября 1995 года№ 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Меры государственной поддержки неполных семей.

Семье, состоящей из разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), предоставляются аналогичные выплаты, натуральная помощь, льготы и гарантии, как и полной семье. Отличительными от общеустановленных мер государственной поддержки семьи для одиноких матерей с ребенком (детьми) являются следующие меры:

Повышенное ежемесячное пособие на ребенка выплачивается, при условии, что среднедушевой доход такой семьи ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации и в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на это пособие, если только ребенок не будет усыновлен новым отцом. При усыновлении ребенка женщиной, не состоявшей в браке, начиная с месяца усыновления. При передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опеку или попечителю. Повышенное пособие выплачивается на детей разыскиваемых родителей (ДРР). Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

  1. розыска их органами внутренних дел на основании определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;
  2. отсутствия заработка у родителей, в случае если родитель отбывает наказание в исправительно-трудовых учреждениях;
  3. нахождение родителей на принудительном лечении по решению суда;
  4. постоянного проживания родителей на территории иностранных государств, в том числе на территории союзных республик, с которыми у РФ отсутствуют договоры о правовой помощи.

На детей военнослужащих пособие выплачивается только на период службы по призыву. 34

Дети одиноких родителей принимаются в детские дошкольные учреждения в первую очередь (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 667 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (в редакции от 14 февраля 1997 года).

Семьи вдов (вдовцов) с ребенком (детьми), помимо иных установленных мер государственной поддержки, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию.

Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает льготные условия приема детей из неполных семей в высшие учебные заведения. Согласно ст.11 данного Закона граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются в федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Если неполная семья является малообеспеченной (малообеспеченной считается семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), то ей предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные выплаты на питание учащихся (или бесплатное питание на усмотрение администрации школы), а также единовременная материальная помощь. Основными критериями получения единовременной материальной помощи являются:

  1. наличие среднедушевого дохода ниже установленного Правительством субъектов РФ прожиточного минимума;
  2. отсутствие лиц, обязанных содержать ребенка на основании действующего законодательства;
  3. невозможность получения трудового дохода (например, вследствие болезни, временной нетрудоспособности и т.п.);
  4. медицинские показатели членов семьи;
  5. наличие материального ущерба, причиненного, например, стихийным бедствием, пожаром, в результате кражи и иных обстоятельств.

Во многих субъектах РФ адресная социальная помощь предоставляется детям малообеспеченных неполных семей за счет средств региональных, местных бюджетов, общественных организаций, спонсоров в виде социальных пособий, социальных услуг, натуральной помощи. 35 Во многом взаимодействие социального работника с неполной семьей аналогично его работе с другими видами семей: организация и проведение лекториев, конференций, семинаров для родителей, посвященных особенностям пребывания ребенка в неполной семье, пропаганде здорового образа жизни, с привлечением компетентных специалистов. Социальный работник выступает связующим звеном между неполной семьей и субъектами социальной помощи. С учетом мнения других специалистов в качестве субъектов социальной помощи, составляющих основу социальной работы с неполной семьей, выступают:

  1. Служба занятости: поиск удобной работы для родителя.
  2. Органы образования: решают вопросы о группе продленного дня, бесплатном питании, материальной помощи, обеспечения учебниками, проведении досуга (отдыха) детей, представлении услуг детских диспансерных учреждений.
  3. Юрист: рассматривает вопросы алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, жилищные проблемы, трудовые споры на работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
  4. Органы социальной защиты: все виды пособий и пенсий, материальной помощи.
  5. Работодатель родителя: предоставление места в детском дошкольном учреждении, материальная помощь, жилищный вопрос.
  6. Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).
  7. Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
  8. Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
  9. Исполнительная власть: жилье.
  10. Церковь: материальная и натуральная помощь.
  11. Торговые организации: снабжение продуктами питания и другое.
  12. Психолог: проблемы психологического климата в семье.
  13. Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.

Системы действий социального работника в неполной семье показаны в рисунке 2. 36

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 года № 543 сказано: «…Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-психологических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.»

Служба социальной помощи населению предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, проживающих в неудовлетворительных условиях, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и других); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Рисунок — 2. Системы действий социального работника в неполной семье

Служба планирования семьи предусматривает: повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи. Служба медико-социальной помощи предусматривает: патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений. Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, создание медико-психолого- педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно-и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми и другое. Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье. Служба социально-правовой защиты и юридической помощи предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов. Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутренних дел в предупреждении преступлений. Служба семейного досуга предусматривает участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурно-спортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов. Служба социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение и развитие предоставляемых услуг и другое. Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, предоставляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий.). Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996года № 803 и Концепция государственной национальной политики предусматривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. 37

Источник: http://freepapers.ru/18/organizaciya-socialnoj-pomoshhi-nepolnym-semyam/252686..list13.html

Льготы для неполных семей: оформление, документы

Неполные семьи – к сожалению, довольно распространенное в России явление. По статистике каждый 10-й ребенок растет без отца или матери. Обычно такие ячейки общества являются еще и малообеспеченными. Сложное положение таких граждан немного облегчают государственные и региональные преференции, хотя они и немногочисленны. Полный список льгот может существенно различаться по регионам.

Матери и отцы одиночки получают доплаты и скидки, натуральную помощь, а также различные моральные привилегии (такие, как получение места в детсаду вне очереди после многодетных и семей с детьми-инвалидами). Но приготовьтесь к немалой бумажной волоките, проверкам и другим нервным потрясениям, сопряженным с получением положенных льгот.

Предновогодняя акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

На какие льготы рассчитывать?

В РФ неполная семья претендует на такие общегосударственные льготы:

  • федеральное пособие для неработающих одиноких матерей и доплаты в размере 40% от зарплаты работающим до 16-летия ребенка;
  • субсидия на оплату коммуналки;
  • бесплатное питание для малышей в детсаду и школьников (либо скидки на него);
  • 20%, 50% и 70% скидка на оплату детсада с одним, двумя и тремя детьми соответственно;
  • зачисление в детсад по льготной очереди до 3-летнего возраста;
  • 30% скидка на обучение в музыкальных, художественных, спортивных школах для детей до 18-и;
  • привилегии на работе;
  • детское питание до 2-х лет;
  • определенные лекарства по рецепту педиатра бесплатно до 3-х лет;
  • бесплатный проезд детям до 7-и лет;
  • социальная стипендия в вузе студентам из неполной семьи;
  • путевки со скидкой в детский лагерь с места работы родителя.

Но если семья хоть и неполная, но достаточно обеспечена, никаких преференций ей не положено.

Помощь от местных властей

Субъекты федерации также могут назначать дополнительные выплаты. Например, в Москве есть дополнительные начисления из местного бюджета для неполных семей и компенсация детского питания до 3-х лет. При смерти отца (кормильца) в столице ребенок получает право на бесплатный проезд в городском транспорте, субсидии на оплату квартиры.

В Санкт-Петербурге одинокий родитель школьника получает «детские», если доход на каждого в семье не более 1,5 прожиточного минимума.

В некоторых регионах семьям без отца или матери, живущим в частных домах, положена частичная компенсация твердого топлива.

В компетенции исполнительных властей находится вопрос обеспечения неполной семьи жильем.

В отдельных городах для такой неполной семьи раз в месяц выделяют по 1 билету на ребенка в городской цирк, музей, театр и т. д. Также кое-где малообеспеченные семейства без отца / матери могут бесплатно посещать баню, получать компенсации за покупку детской одежды, обуви по чекам.

Материальная помощь

Размер начислений и других видов помощи зависит от 2-х факторов: возраста ребенка и региона проживания (хотя есть и фиксированное федеральное пособие).

На детей до 1,5 года выделяется всего около 800 руб., поскольку в этот период мать получает декретные. После выхода из декрета сумма увеличивается вдвое, но только до 3-х лет. Затем теоретически женщина уже может отдать малыша в детский сад и начать работать, поэтому выплаты снова сократятся до минимума.

Малообеспеченные матери-одиночки могут претендовать на пособие на ребенка до его 18-летия.

Малообеспеченные матери-одиночки помимо перечисленных могут рассчитывать еще на ряд трудовых привилегий:

  • полностью оплачиваемый больничный по уходу за ребенком до 14-и лет на 10 дней и 50% с 11 по 15-й день;
  • таких сотрудниц нельзя увольнять по сокращению;
  • их не могут принудить к работе в ночную смену, выходные, праздники (но только до 14-летия ребенка).

Кое-где одинокому родителю положен один выходной в месяц за счет работодателя.

Кроме того, если семья нуждается в жилплощади, ей должны выделить ее на льготных основаниях.

Куда обращаться?

Семья, в которой ребенка воспитывает только мать или отец, может обратиться в следующие организации за помощью:

  • в органы соцзащиты для оформления пособия и получения бесплатной консультации юриста насчет выплат алиментов или пенсии по утрате кормильца, а также относительно жилищных и трудовых вопросов;
  • в пенсионный фонд в случае потери кормильца для назначения трудовой или социальной пенсии;
  • в Центр занятости для поиска работы с оптимальными условиями труда;
  • в отдел народного образования для решения проблем продленки в школе и организации досуга, бесплатных обедов для ребенка, обеспечения учебниками, назначения материального вспоможения;
  • в паспортный стол;
  • в волонтерские организации;
  • в филиалы «Центра помощи семье и детям».

Существует разница между неполной семьей (один родитель и ребенок, дети) и матерью-одиночкой, а также между малоимущей и малообеспеченной семьей.

Выясняя в собесах и других заведениях, какие именно льготы вам положены, учтите, что не всякая одинокая мать по закону считается одиночкой. Например, разведенная женщина таковой не является, поскольку ей должен платить алименты муж. То же относится к вопросу об обеспечении жильем. Если люди прописаны в квартире, то они уже не малоимущие и на очередь за жильем их не поставят.

Жилье для неполных семей

Льготы и преференции для российских неполных семей включают возможность получить необходимые квадратные метры по договору соц. найма, но только если семья будет признана малоимущей и действительно нуждающейся в них. В таком случае льготников возьмут на учет, но в порядке общей очереди (если вы успели стать в очередь до 2005 г., то можно надеяться получить жилье на привилегированных основаниях).

Семью не признают малоимущей, если у нее нет официального дохода.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан признают по месту регистрации, а не по фактическому месту проживания.

Пенсия для ребенка при потере кормильца

Ребенок будет получать пенсию до 18-и лет и после совершеннолетия, если учится на дневном, но только если родители состояли в официальном браке на момент утраты кормильца и ребенку не было 14-и лет.

Размер начислений будет зависеть от стажа и зарплаты умершего родителя.

Документы

Обычно для начисления выплат и других льгот необходимо предоставить:

  • паспорт и другие удостоверяющие личность документы,
  • свидетельство о рождении каждого ребенка,
  • справку о составе семьи из паспортного стола,
  • справку о том, что семья не полная из собеса,
  • полученный в Пенсионном фонде документ (в случае потери кормильца),
  • справку о доходах.

Перед тем, как обращаться за помощью, подсчитайте свой совокупный официальный доход и убедитесь, что он не выше минимального. После подачи документов в собес придется некоторое время подождать, пока все данные проверят, и будет дано подтверждение назначения пособия. Затем там же можно будет оформить субсидию на оплату коммуналки, а также получить информацию относительно других преференций.

Что делать, если ребенка не удается оформить в детсад?

Теоретически для детей из неполных семей должны предоставляться места в ДОУ вне очереди, но на практике в детсадах просто может не быть мест. Кроме того, есть и другие категории льготников (инвалиды, многодетные), которых также придется пропускать.

В таком случае государство должно выплатить компенсацию родителям, чьи дети не попали в садик. Сумма обычно соответствует региональному прожиточному минимуму.

Акция! Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

☎ горячая линия для регионов России

Источник: http://soclgoty.ru/lgoty/dlya-nepolnyh-semej.html

Какие положены льготы детям из неполных семей в 2018 году в России: порядок предоставления, начисления и выплат

Неполная семья является льготной категорией, которая заслуживает предоставления мер помощи в социальной сфере. Государство поддерживает матерей или отцов, воспитывающих детей в одиночку. Это обусловлено сложной экономической обстановкой в регионах и столице, отсутствием возможности найти высокооплачиваемую работу, высокими ценами на аренду или покупку жилья, асоциальным образом жизни отца или матери.

Льготные условия и преимущества для неполных семей – что положено, как оформить

Количество неполных семей возрастает с каждым годом. Эта ситуация возникла вследствие распространенности разводов среди пар когда-то заключивших брак, высокого уровня смертности, что не дает возможности полноценно воспитывать ребенка.

Законодательством предусмотрены способы поддержки детей и родителей, нуждающихся в помощи. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими получение преимуществ неполным семьям, являются Конституция, Семейный кодекс, Закон под номером, действующий с 19 апреля 1991 года – «О занятости в РФ», другие документы, установленные на уровне регионов, изданные административными органами.

Неполная семья: определение по закону

Четкого определения «неполная семья» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Раннее в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2006 № 250,который утратил свою юридическую силу с 2008 года, приводилось определение – «состоит их одного родителя и одного или более детей (в том числе усыновленных)».

Общепринято, что неполной считается семья, в которой ребенок воспитывается и содержится только одним из родителей (отцом или матерью). Такой статус имеют:

  • женщины, которые родили малыша, но не состояли в браке, отцовство над ребенком не установлено;
  • вдовцы или вдовы, имеющие детей, но не зарегистрировавшие отношения с другим человеком;
  • родители, которые расторгли брачные узы после рождения ребенка;
  • мать или отец признаны по решению суда отсутствующими без вести;
  • при усыновлении одиноким родителем.

Семья с одним родителем по законодательству имеет такой статус, но пока он(а) не вступили в брак повторно.

Преимущества, полагающиеся неполным семьям в 2018 году

С учетом того, что некоторые решения о предоставлении помощи людям льготной категории, принимаются на региональном уровне, с учетом особенностей субъекта, получатели могут рассчитывать на преференции в сфере социального законодательства, здравоохранении, образовании, трудовых отношений.

Что положено одиноким женщинам с детьми

Когда мать остается одна с несовершеннолетним, на нее ложится огромный груз ответственности за его благополучие, воспитание, поддержание здоровья, обеспечение его всем необходимым для развития. В связи с этим она может рассчитывать:

  • на пенсионные выплаты на лицевой счет ребенка, если отец умер, либо признан умершим по судебному решению;
  • в случае развода, законный представитель несовершеннолетнего вправе взыскать алименты, чтобы дети могли полноценно питаться, одеваться, организовывать досуг и другие, необходимые для них мероприятия;
  • пособия на ребенка, выдающиеся в размере 40 процентов от общей заработной платы, за 2 предшествующих года официальной трудовой деятельности (рассчитывается в индивидуальном порядке);
  • скидку 50% на оплату услуг ЖКХ;
  • выплату стипендии, если она обучается очно.

На что имеют право дети из неполной семьи без матери

Воспитанием детей занимаются не только матери, в некоторых случаях, отец также может остаться единственным законным представителем несовершеннолетнего. Дети в этой ситуации имеют право:

  • на питание в бесплатном режиме в дошкольном учреждении и с частичной оплатой в школе;
  • реализацию скидок на посещение детского сада и получение места вне очереди;
  • получение определенных лекарств из установленного перечня по рецепту врача;
  • если мать умерла, ребенку выплачивается пособие в связи с отсутствием второго кормильца.

Следует отметить, что для получения привилегий, семья должна подходить под категорию малоимущей, за исключением выплаты после смерти матери, она предоставляется абсолютно всем детям.

На какие льготы может рассчитывать мать, воспитывающая ребенка одна после развода

Такие понятия как одинокая женщина с ребенком или воспитывающая его после развода имеют разное значение. К первой категории относятся те, кто воспитывают детей одни, отцовство не установлено, а ко второй матери, чей малыш имеет отца, но после расторжения брака он с ним не проживает, но теоретически может помогать в содержании и воспитании.

Таким образом, законодательство не предусматривает мер помощи от государства в этом случае, но женщина оставляет за собой право взыскать алименты на себя и несовершеннолетнего через суд, либо урегулировать этот вопрос со вторым родителем в досудебном порядке.

Как оформить

Для оформления преимуществ и льгот необходимо обращаться в учреждения, занимающиеся решением такого рода вопросов с пакетом документов и заявлением. Такими организациями являются:

  • органы социальной защиты (для субсидирования по оплате за ЖКХ);
  • пенсионный фонд, если дело касается выплат после смерти законного представителя;
  • суд, при намерении стать получателем алиментных платежей;
  • работодатель в случае желания получать 40% от заработка на детей;
  • образовательные учреждения высшего звена с целью получить стипендию, и дошкольные и школьные организации при решении вопроса о бесплатном или льготном питании, устройства в детский сад;
  • учреждения здравоохранения при лечении и выписке бесплатных рецептов на лекарства.

В некоторые из них следует обращаться в заявительном порядке, после чего, вопрос рассматривается и выносится решение, в другие по факту намерения получить услуги.

Спорные моменты

Получение льготных условий может сопровождаться решением спорных моментов, где необходима правовая грамотность специалистов и граждан, желающих получить ответ на интересующий вопрос:

  • часто люди пытаются получить преференции, находясь в благополучном финансовом состоянии, не испытывая особой нуждаемости в этом. Законодательством предоставляются преимущества только семьям, имеющим статус малообеспеченных;
  • взыскание алиментов не всегда предполагает фактическое получение денег на содержание от второго родителя, так как он может официально не работать, не иметь реального дохода для помощи ребенку;
  • пенсионные выплаты полагаются всем детям, оставшимся без родителя.

Таким образом, статус матери-одиночки и женщины в разводе, но воспитывающей детей самостоятельно, имеют разные последствия. На льготные условия может рассчитывать 1 категория семей, но при условии получения статуса малообеспеченных. Вторая группа имеет значительно меньше преимуществ. Законодательство регламентирует меры помощи тем семьям, которые нуждаются в этом, в остальных случаях, родители обязаны обеспечивать своих детей с помощью самостоятельного заработка.

Источник: http://propravo.guru/vyplaty/lgoty-dlya-nepolnyh-semej.html

Социальная помощь неполной семье

Исследование причин возникновения и трудностей существования неполной семьи в современном обществе. Анализ системы социальной помощи неполной семье. Характеристика приоритетных направлений социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический колледж»

По дисциплине «Социальная работа с семьей и детьми»

На тему: «Социальная помощь неполной семье».

Выполнил: Дорошенко С.С.

Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе

1.1 Семья как социальный институт

1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе

1.3 Трудности существования неполной семьи

Глава 2. Основные направления решения проблемы неполной семьи

2.1 Основы социальной работы с семьей

2.2 Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье

2.3 Система социальной помощи неполной семье

Список используемой литературы

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.

Согласно докладу «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94% случаев неполные семьи — без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).

Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, — говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи». — Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» — и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае — это «феминизация», во втором — «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.

Предметом изучения курсовой работы являются неполные семьи.

Объект изучения — пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе.

Цель работы — определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе

1. изучить проблемы неполных семей в современном обществе;

2. дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;

3. создать проект Центра социальной помощи неполной семье.

Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе

1.1 Семья как социальный институт

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения .

Согласно определению из философского словаря: «Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества.

2. Семья — важнейшая форма организации личного быта.

3. Семья — супружеский союз.

4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании.

В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:

· элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);

· составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

Русский социолог А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства».

Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

1. уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

2. увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;

3. непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

4. рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

5. увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

6. рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

7. увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

8. рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

9. значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики:

1) Семья как социальный институт общества. Общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института.

2) Семья как малая социальная группа. Члены семьи заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека.

1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе

неполный семья социальный помощь

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью .

Неполная семья — семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).

Неполная семья — малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки.

Иначе говоря, неполная семья — это семья, где нет одного из родителей.

Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость.

Выделяются основные типы неполной семьи:

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

· изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

· распространение добрачных связей,

· изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

· утрата семьей своей производственной функции;

· неподготовленность молодежи к браку;

· завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

· алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях. Исследователями предпринимались попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерных для семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей. Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

1.3 Трудности существования неполных семей

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально — экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина — мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

В настоящее время распространена новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения

Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

Глава 2. Основные направления решения проблемы неполной семьи

2.1 Основы социальной работы с неполной семьей

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

1. диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

2. охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

3. организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

4. психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

6. координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

1. денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2. трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

3. юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

4. федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

2.2 Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель — помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей. Государственная семейная политика — это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания. Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.

Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве. В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.

В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства — предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни.

2.3 Система социальной помощи неполной семье

Для уменьшения количества неполных семей необходимо разработать и создать единую, комплексную, межведомственную систему социальных служб помощи неполным семьям, Компоненты данной службы должны быть взаимосвязаны между собой также, как связаны между собой все проблемы человека. Цели служб неполной семьи должны быть ориентированы на детей, взрослых и семью в целом.

Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.

Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга, детские диспансерные учреждения ( ДДУ) и т.д.

Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос взаимоотношений бывших супругов.

Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.

Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе.

Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы межсемейного совместного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.

Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.

Исполнительная власть: жилье.

Церковь: материальная и натуральная помощь.

Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.

Психолог: проблемы психологического климата в семье.

Органы здравоохранения: вопросы здоровья, организация медицинского социального патронажа.

Специалист, работающий с неполной семьей, должен:

уметь собирать, систематизировать информацию о положении семьи данного типа, которая используется социальными учреждениями, службами и другими социальными работниками;

помогать службе, в которой работает, ее деятельности по изысканию материальных средств и оказания помощи неполным семьям;

принимать участие в организации социальных служб и групп самопомощи на территории;

координировать усилия территориальных центров, учреждений, служб, отдельных специалистов (учителей, врачей);

способствовать в контакте с работниками службы занятости трудоустройству одиноких матерей или их переквалификации;

помогать вдовам матерям в оформлении пенсии на детей по утрате кормильца, внебрачным матерям и разведенным женщинам, не получающим алименты по объективным причинам, в оформлении пособий, а также информировать одиноких родителей о льготах, на которые они могут претендовать; оказывать психолого-педагогическую помощь одиноким матерям и отцам по вопросам воспитания их детей.

Выделяют два уровня поддержки детей, оставшихся в неполной семье:

Уровень семейной политики.

Этот уровень предполагает: целенаправленное формирование общественного мнения, направленного на повышение культуры взаимоотношения супругов; на преодоление настороженности окружающих к детям из неполных семей; совершенствование юридического регулирования взаимоотношений супругов по вопросу воспитания детей (разработка критериев для определения того, с кем из родителей останется ребенок, юридических мер привлечения к воспитанию уклоняющихся родителей; создание в рамках службы семьи подразделения, ориентированного на решение разнообразных социальных программ, связанных с детьми (психологическая экспертиза взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, которая может быть включена в судебную процедуру при определении, с кем останется ребенок); психологическая консультация родителей; психологическая помощь самим детям).

Уровень семейного окружения.

В этой роли может выступать психологическая служба и грамотный социальный работник. Необходимо обеспечить щадящий по отношению к ребенку тип поведения родителей до развода и в период развода; ослабить гиперопеку матери, которая становится центральной фигурой в неполной семье; если контакты ребенка с отцом продолжаются, способствовать превращению их в реальный воспитательный процесс, а не просто в развлекательно-досуговые встречи.

В заключение я хотел бы сказать, что, анализируя проведенную работу, я пришел к неутешительным выводам.

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.

Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, на мой взгляд, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны.

Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» — не синонимы. Все считают, что развод — катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание — как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.

И, все таки, неполные семьи — это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.

Очень важно создать Центры помощи неполным семьям, так как таких семей очень много, необходимо повышать их уровень жизни, вести работу по созданию благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги по интернету, так как не всегда есть возможность приехать в сам Центр, и решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности такой семьи. Таких центров у нас в России не существует, помощь оказывается в рамках Центров социальной помощи семье и детям, где не всегда полноценно могут оказать помощь неполной семье.

Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Как говорится в пословице: «Как аукнется — так и откликнется». Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.

1. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. — М: Наука и техника, 2007

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2001, №11

3. Крайг Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. — СПб.: Питер, 2006.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / П.Д. Павленок. — М.: «Дашков и Ко», 2004.

5. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук/ Л.М. Панкова — С.-Петербург, 2003.

6. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова,2007

7. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия/ Социологические исследования, №2,1998.

8. Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».

9. Фролова И.П. Философский словарь — М., 1980.

10. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа/ Социологические исследования №3, 1986.

Источник: http://revolution.allbest.ru/sociology/_0.html


© Copyright 2019, mehovaja-fabrika.ru. Все права защищены.
×