Формы собственности на земельные участки: что такое публичная форма, федеральная и другие?

Собственность на земельные участки (ЗУ) ориентируется на статусы правообладателей земель. На этом основании выделяются виды правоспособности земельных массивов и отдельных наделов.

Оглавление:

В статье мы расскажем что значит публичная форма собственности земельного участка, что такое земельные участки федеральной собственности, а также подробно о праве собственности на землю и формах собственности на землю.

Виды собственности на земельные участки

Нормы владения землёй устанавливают два типа собственников, которые фундаментально различаются по юридическим нормам правоспособности и масштабу полномочий распоряжения землями. Обозначенные собственники установлены ст. 9 Конституции РФ. К ним относятся:

Мы подготовили для вас актуальный материал: как найти собственника земли?

Частная форма собственности земельного участка находится в ведении лиц:

Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению. Так же – граждане, проживающие в другом регионе или за рубежом, передавшие свои полномочия лицам на основании доверительного управления или в аренду (наём) для использования на условиях договора и соответственно нормам земельного и гражданского законодательства.

К числу юридических лиц относятся предприниматели и предприятия. Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо.

Государственная собственность делится по видам:

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку. В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

Публичная и федеральная собственность на землю

Правовой статус субъекта

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин. Они находятся в единоличном владении государства РФ, решения по их использованию и сохранности принимаются коллегиально уполномоченными представителями власти.

Различие в управлении

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

О свидетельстве мы рассказываем тут.

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Источник: http://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/oformlenie-v-sobstvennost/formy.html

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Право публичной собственности на землю

Право государственной и муниципальной собственности, т. е. публичной собственности, закреплено в Конституции РФ. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

Гражданское законодательство отчасти дублирует эти нормы и одновременно детализирует их. Согласно ему в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (п. 1, 2 ст. 212 ГК РФ).

Статья 214 ГК РФ гласит, что государственной собственностью в Российской Федерации являются имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, составляют государственную собственность. Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Публичной собственности на землю посвящены ст. 16—19 ЗК РФ. Законодательство разграничивает государственную и муниципальную собственность.

Сущность права публичной собственности принципиально иная, чем права частной собственности, которое имеет ярко выраженный индивидуалистический характер. Земли, находящиеся в публичной собственности, и ресурсы, которые они содержат, должны наиболее рационально служить публичным интересам. Органы власти должны управлять ими в общих публичных интересах. Публичные земли используются для целей рекреации, охраны животного мира, охраны памятников истории и культуры. Публичные земли эксплуатируются для добычи полезных ископаемых, заготовки древесины и т. п. Эти земли используются в разных целях, исходя из потребностей общества, которые существуют на данный момент.

В основу права публичной собственности заложен принцип, согласно которому органы власти не могут абсолютно управлять своей собственностью, они должны осуществлять принадлежащие им права так, чтобы они приносили пользу обществу. Этот принцип вытекает из содержания ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в нашей стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Складывается следующая ситуация: с одной стороны, публичная и частная собственность разграничиваются, а с другой — утверждается, что существует единый правовой режим собственности. В теории гражданского права считается, что юридически существует одно право собственности, в большинстве случаев с единым, одинаковым для всех собственников набором правомочий, у которого могут быть лишь различные субъекты [1] . При этом доминирует мнение, согласно которому в законодательстве закреплена только конструкция права частной собственности.

Неизбежно возникают следующие вопросы. Каким образом конструкция права частной собственности может применяться к публичной собственности? В чем суть конструкции права публичной собственности? На каких правовых основаниях реализуется это право, каковы его содержание и условия осуществления этого права именно в публичных интересах? Разберемся в этом вопросе.

Объекты права публичной собственности на землю. Такими объектами признаются земельные участки; земельные участки общего пользования или территории общего пользования; земельные участки, государственная собственная собственность на которые не разграничена, земли, т. е. отдельные категории земель.

Земельные участки, которые находятся в публичной собственности, как отмечалось выше, подразделяются согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ на две категории: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте. Виды земельных участков, которые находятся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов РФ либо муниципальной собственности, указаны в п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ и в п. 1—3 ст. З [2] Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На основании указанных норм осуществляется разграничение публичной собственности на землю.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), субъектов РФ и муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).

Особо урегулированы вопросы федеральной собственности на земельные участки на территории г. Москвы. Так, в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №«О статусе столицы Российской Федерации» [2] здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, признаются федеральной собственностью. Земельные участки, на которых расположены эти здания, строения, сооружения, иные земельные участки также находятся в федеральной собственности (ст. 8 названного Закона).

Одним из видов объектов права публичной собственности на землю являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 39 4 , 39 7 , 39′ [2] ЗК РФ). Это означает, что ЗК РФ признает такие участки объектами права собственности, но какому конкретно субъекту они принадлежат, не определяет.

Объектами права публичной собственности признаны земельные участки общего пользования, или территории общего пользования. К ним относятся береговая полоса, установленная в соответствии с ВдК РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ). Это также земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (п. 12 ст. 85 ЗК РФ). Такие земельные участки не подлежат приватизации. Более точно применительно к этим землям указывать термин «территории общего пользования», поскольку в действительности, как правило, границы таких земель не определяются, т. е. не осуществляется образование таких участков земли.

Объекты права публичной собственности — земли. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда. Согласно ст. 8 ЛК РФ объектом права федеральной собственности признается лесной участок. Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» уточняет это положение, признавая земли лесного фонда федеральной собственностью.

Большая часть водных объектов и, соответственно, земель водного фонда находится в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ВдК РФ). Это объясняется тем, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3 ст. 5 ВдК РФ), т. е. в понятие водного объекта включены также земли, на которых он находится.

Разграничение государственной и муниципальной собственности на водные объекты и земли водного фонда осуществляется на основе ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». В частности, предусмотрено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если эти водные объекты находятся на территориях двух субъектов РФ и более или такие земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Таким образом, объектами права публичной собственности выступают не только земельные участки, но и земли, т. е. круг объектов права публичной собственности шире, чем права частной собственности. Причем, исходя из смысла определения понятия «земельный участок» в п. 3 ст. 6 ЗК РФ как единственного объекта права собственности, можно сделать вывод, что земли не могут быть объектом права собственности. Однако такой вывод и определение понятия земельного участка не соответствуют законодательству.

Субъекты права публичной собственности на землю. Субъектами права государственной собственности на землю являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Как правило, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, т. е. они становятся субъектами права. Иногда создается юридическое лицо, главной целью которого является материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности тех или иных государственных органов [5] .

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Эта же норма закреплена в ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В одних случаях Правительство РФ осуществляет права собственника Российской Федерации, в других — делегирует это право иным органам государственной власти.

Что касается органов государственной власти, которые реализуют право собственности субъекта РФ, то их полномочия определяются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Как предусматривает ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и некоторые иные лица. Субъектами права муниципальной собственности на землю являются органы местного самоуправления.

Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами, признаются муниципальным имуществом (ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»),

Содержание права публичной собственности на землю. На первый взгляд субъекты права публичной собственности на землю обладают тем же объемом правомочий, что и частные земельные собственники, т. е. содержание права публичной собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения (п. 1 ст. 209 ГК РФ).

Однако более глубокий анализ этого вопроса приводит к иным выводам.

Традиционное понимание правомочия владения в гражданском праве — право фактического (физического) обладания земельным участком. Вряд ли этого достаточно для того, чтобы признать, что субъект права публичной собственности осуществляет правомочие владения в его отношении. Правомочие пользования — непосредственная эксплуатация земельного участка, извлечение доходов. Но субъект права публичной собственности никогда сам не использует земли. Нельзя в связи с этим рассматривать взимание земельного налога или арендной платы как своеобразное проявление данного правомочия.

Правомочия владения и пользования землей всегда осуществляет субъект права на земельный участок, производного от права собственности на него, например аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, но не субъект права публичной собственности.

Поскольку субъект права публичной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землями, он не может передавать эти правомочия иным лицам. Юридические и физические лица, пользующиеся земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, наделяются этими правомочиями исключительно в силу закона.

В ст. 9—11 ЗК РФ говорится о том, что субъекты права публичной собственности управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися, соответственно, в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. В этих статьях не упоминаются правомочия владения и пользования земельными участками. Земельное законодательство не признает за публичными собственниками земельных участков этих двух правомочий.

Что означает термин «управление земельными участками»? В данном случае речь идет об управлении в сфере использования и охраны земель, организации системы управления, правовую основу осуществления которого составляют не право собственности, а полномочия соответствующих органов власти по организации деятельности по охране и рациональному использованию земельных ресурсов. Управление не может рассматриваться как дополнительное правомочие публичного собственника земельного участка.

Правовая конструкция, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования. В этих случаях субъект права публичной собственности реально выполняет только правомочие распоряжения. Соответственно, к праву публичной собственности не применим в полном объеме п. 3 ст. 209 ГК РФ.

Правомочие распоряжения реализуется главным образом путем продажи земельных участков юридическим лицам и гражданам. В этом легко убедиться, проанализировав содержание ЗК РФ. О продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, говорится в его п. 5 ст. II 10 , п. 2 ст. 39′, ст. 39 4 , ст.и др.

Кроме того, правомочие распоряжения землями, находящимися в публичной собственности, выражается в праве обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на частный земельный участок путем заключения договора мены (гл. V 2 ЗК РФ). Глава V 4 ЗК РФ допускает перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой; таких земель и земельных участков, находящихся в частной собственности. Возможна безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ (гл. V 5 ЗК РФ).

В отличие от граждан, юридических лиц, которые могут распоряжаться своим имуществом (землей) только после того, как зарегистрировано их право собственности на недвижимое имущество, субъекты права публичной собственности могут распоряжаться землей в некоторых случаях без соблюдения данного условия.

Согласно ст. З 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. З 1 этого Федерального закона (т. е. земельными участками, находящимися в публичной собственности), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим Законом или другими законами не установлено иное. Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Так как субъект права публичной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землями, к нему неприменимы права и обязанности, предусмотренные ст. 40 и 42 ЗК РФ. Невозможно с правовых позиций представить себе ситуацию, когда, например, Правительство РФ или Управление делами Президента РФ непосредственно использует какие-либо земли, находящиеся в федеральной

собственности, предположим, земли лесного или водного фонда. Поэтому к субъектам права публичной собственности на земли и на земельные участки также не применимы требования ст. 13 ЗК РФ, касающиеся обязанностей собственников земельных участков, по охране земель.

К субъектам права публичной собственности не применима норма п. 3 ст. 261 ГК РФ о том, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Сам субъект права публичной собственности не может также возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос (п. 1 ст. 263 ГК РФ).

К субъектам права публичной собственности на земли нельзя прямо применить требование ст. 210 ГК РФ о том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поскольку конкретным выражением этой обязанности применительно к земле являются обязанности, адресованные только частным собственникам (ст. 42 ЗКРФ).

Обязанность охраны земель и других природных русурсов возлагается на субъектов права публичной собственности на основании норм Конституции РФ, а не норм гражданского и земельного права. Как отметил Конституционный Суд РФ, с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 72 и 76 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях [6] .

Субъект права публичной собственности на землю в отличие от частного собственника земли не вправе запрещать иным лицам пользоваться публичными землями. Это различие права частной и публичной собственности на землю отчетливо выражено в п. 1 ст. 262 ГК РФ. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений присутствовать на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами. Субъект права публичной собственности не вправе огораживать эти земли, запрещать доступ на них населения.

Право публичной собственности на землю как сложноструктурная модель. В теории гражданского права доминирует концепция моно-структурной модели права собственности: один объекта права (одна вещь) — одно право собственности на нее. Эта концепция с некоторыми оговорками применима к праву частной собственности, но не к праву публичной собственности на землю.

Так, по мнению В. П. Мозолина, в целях создания полноправного субъекта права в условиях функционирования рыночной экономики, находящегося на положении собственника имущества, участвующего в торговом обороте, необходимо шире применять сложноструктурную модель права собственности, согласно которой имущество может одновременно принадлежать нескольким собственникам 1 . При использовании же упрощенной модели права собственности, интенсивно применяемой сегодня в России в сфере действия государственной собственности, у каждой вещи может быть только один собственник. Не вызывает каких-либо серьезных возражений и возможность использования сложноструктурной модели права собственности в ее вертикальном варианте в имущественных отношениях с участием Российской Федерации и ее субъектов, объектом которых являются земля и другие природные ресурсы [7] [8] .

В действующем законодательстве фактически закреплена именно такая сложноструктурная модель права публичной собственности, при которой нет единого субъекта присвоения, единственного обладателя власти и интереса в отношении объекта права собственности.

Так, допускается возможность распоряжения земельными участками, которые находятся в государственной собственности, органами местного самоуправления, т. е. субъектами, которые по идее могли бы распоряжаться только муниципальной собственностью. Согласно ст. З [9] Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по общему правилу органами местного самоуправления. Кроме того, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ — городов федерального значения

Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах этих субъектов, а также некоторые федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ.

Правомочие распоряжения федеральной собственностью — землями лесного фонда, т. е. предоставление их в пользование делегировано согласно ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов РФ. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление, в частности, полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов).

Аналогичная ситуация — в отношении земель водного фонда. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за некоторыми исключениями (ст. 26 ВдК РФ).

Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за некоторыми исключениями. Так, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут распоряжаться арендованным земельным участком без согласия субъекта права публичной собственности. В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет арендатор по общему правилу имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Однако следует отметить, что срок действия этих прав ограничен сроком действия договора аренды.

Ограниченным правом распоряжения своим земельным участком обладают даже землепользователи. Согласно п. 3 ст. 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗКРФ.

Основания приобретения и прекращения права публичной собственности на землю. Основания приобретения права собственности Российской Федерации на землю указаны в ст. 17 ЗК РФ. В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Аналогичные основания приобретения права собственности субъектов РФ и муниципальной собственности предусмотрены в ст. 18 и 19 ЗК РФ. Кроме того, право собственности на землю субъектов РФ и право муниципальной собственности на землю могут быть приобретены в результате ее безвозмездной передачи из федеральной собственности.

Согласно ст. 17—19 ЗК РФ право публичной собственности может быть приобретено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Например, возможна ситуация, когда орган государственной власти или местного самоуправления приобретет земельный участок, находящийся в частной собственности, на основании договора купли-продажи. Могут возникнуть случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ; ст. 279 ГК РФ), переход бесхозяйных земельных участков в муниципальную собственность (ст. 225 ГК РФ) и т. д. Право публичной собственности на землю может быть приобретено в результате наследования выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ).

Наиболее распространенными основаниями прекращения права публичной собственности являются предоставление государственных и муниципальных земельных участков в собственность юридическим лицам и гражданам, а также приватизация земельных участков.

  • [1] Обоснованием этого довода не может служить норма п. 4 ст. 212 ГК РФ о том, что права всех собственников защищаются равным образом. Эта норма в полной мере применима к случаям защиты права как частных, так и публичных собственников, но нс имеет отношения к определению содержания права собственности.
  • [2] Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 683.
  • [3] Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 683.
  • [4] Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 683.
  • [5] Примером может служить Управление делами Президента РФ, действующее на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 1370 (СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4277).
  • [6] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // ВКС РФ. 2000. № 5.
  • [7] См.: Мозолин В. П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 39—46.
  • [8] См.: Мозолин В. П. Модернизация права собственности в экономическом измере
  • [9] нии // Журнал российского права. 2011. № 1.

Источник: http://studref.com/326025/pravo/pravo_publichnoy_sobstvennosti_zemlyu

Особенности публичной собственности на землю

Земельные участки наравне с другими видами имущества могут находиться как в частных руках, так и быть частью государственных владений. Земля принадлежащая федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям относится к категории публичной собственности. Частные лица и предприятия арендуют участки у государства, принося ему доход. Дальнейшая приватизация обеспечит переход прав на землю от государства в частные руки.

Законодательство РФ регулирует вопросы, связанные с правом собственности на землю, посредством Гражданского и Земельного кодекса (глава № 3).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья 17 ЗК РФ описывает ситуации, в связи с которыми земельные участки могут стать частью федеральной собственности;

В распоряжение субъектов России земля переходит на основании 18 статьи ЗК РФ.

В 19 статье ЗК РФ содержатся основания для перехода территорий земли во владение муниципальных образований.

На основании ст. 218 ГК РФ, земля может перейти в собственность в результате:

  • Заключения договора купли-продажи, договора мены, дарения или других подобных оснований;
  • Получения бесхозного участка, который изначально никому не принадлежал или предыдущий владелец лишился на него прав;
  • Образования принципиально нового участка, возникшего при разделении или объединении предыдущих участков.

Важно! Возможность перехода публичной формы собственности в частные владения, не допустима для отдельных категорий земельных участков.

Требования и виды участков

К земельному участку, как к объекту собственности, выдвигается ряд требований, к которым относится наличие зафиксированных границ, точного адреса, а также участок должен состоять на учете в кадастровых службах.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Существуют виды публичных участков, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Территории, на которых расположены структуры, отвечающие за обороноспособность страны;
  • Земли, являющиеся частью земельного и водного фондов России;
  • Участки, на которых хранится федеральное имущество;
  • Территории с космическими объектами, зданиями государственных предприятий и организаций, а так же, объекты, отвечающие за теле- и радиовещание в стране.

Формы публичной собственности

В зависимости от правообладателя на тот или иной участок земли, можно выделить следующие формы публичной собственности на землю:

  • Федеральные земли, к которым относятся: территории, на которых расположены здания федерального значения, земли, предназначенные для осуществления деятельности федеральных органов власти, общероссийские автомобильные дороги, и т.д.
  • Земли, принадлежащие регионам страны, в том числе: участки, ранее находящиеся в распоряжении федерации, но переданные во власть какого-либо региона, территории, на которых располагаются организации и предприятия краевого или областного уровней, сельскохозяйственные земли, и т.д.
  • Земельные участки, принадлежащие муниципалитетам.

Объекты и субъекты

Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта. Что касается именно публичной собственности на землю, то субъектами здесь выступают государство в целом, его регионы или муниципальные образования.

Непосредственно распоряжаться государственными землями уполномочены органы власти федерального и регионального уровней. Объектами здесь выступают земельные участки, которые находятся в собственности государства.

Если вы хотите пользоваться чьим-то земельным участком, вам необходимо знать, что такое сервитут и как его оформить. Подробно об этом в данном материале.

Мечтаете о гараже? Вся необходимая информация для вас в нашей статье.

Отличия

Первое отличие этих двух видов собственности состоит в том, что частные владения имеют собственников в виде конкретных лиц, чего не скажешь о публичных владениях.

  • В качестве следующего отличия можно обозначить отсутствие обложения публичной собственности налогами. В то время как владельцы частных земельных участков обязуются выплачивать земельный налог и сборы местного значения.
  • Права собственности на частный земельный участок переходят от одного лица к другому в результате совершения законной сделки (например, купли-продажи). Право пользования публичными участками у частного лица возникает при оформлении аренды, а полноценным собственником можно стать в результате приватизации.
  • Передача публичной собственности иностранным лицам невозможна, за исключением организации посольств. Право собственности на частные владения может быть без труда передано в иностранные руки, за особыми исключениями.
  • Блага, полученные в результате использования земель публичной формы собственности, должны принести пользу народу, а все, что получено при эксплуатации частных земель, их владелец может использовать так, как считает нужным.

Земельный участок, являющийся частным владением, наделяет своего хозяина большими правами, нежели арендованный участок у государства. Но здесь стоит отметить и неоспоримые преимущества второго варианта, например, отсутствие обязанности по уплате налогов, а так же, наличие дополнительных гарантий со стороны государства, что является определенной защитой от мошенников. Тем более, в большинстве случаев, имеется возможность приватизации земли, в результате которой можно стать полноценным владельцем участка.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/osobennosti-publichnoj-sobst.html

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Федеральный:

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:
  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве () и Санкт-Петербурге ().

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Источник: http://law03.ru/land/article/publichnaya-forma-sobstvennosti-zemelnogo-uchastka


© Copyright 2019, mehovaja-fabrika.ru. Все права защищены.
×