КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


Бесплатная юридическая консультация:

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Система государственного кадастра недвижимости, как фактор управления земельными ресурсами

Рассмотрены вопросы, связанные с дальнейшим повышением эффективности использования земли.

Оглавление:

С помощью улучшения процесса управления земельными ресурсами и ведения государственного кадастра недвижимости

Земля представляет собой самое ценное богатство, которое необходимо для существования человеческого общества. Благодаря назначению, свойствам, функциям земли, человек может осуществлять любой вид деятельности направленную на рыночную среду, социальную, экологическую, экономическую и политическую.

Из многочисленных свойств земли, в одном случае можно ее охарактеризовать, как средство производства, предмет труда, пространственный базис любого бизнеса.

Для того чтобы производство имело возможность в полной мере функционировать и воспроизводить определенный вид продукции, необходимо усовершенствование всех видов экологических ресурсов. Но это относится не только к производственной сфере или к определенному виду организации, а так же к недвижимости и земельным участкам. И тут необходимо упомянуть о Государственном кадастре недвижимости (ГКН), который в значительной мере влияет на повышение эффективности использования земельных ресурсов. Под эффективностью стоит понимать отношение результата к определенному виду затрат. Прежде чем обратить внимание на актуальность данной темы, и какие задачи, проблемы, методы необходимо применить и решить для конечного положительного результата, стоит начать с основных определений и понятий.


Бесплатная юридическая консультация:

Земельные ресурсы — величайшее и ничем не заменимое национальное богатство. Землю используют в различных отраслях народного хозяйства нашей страны, но роль ее везде одинакова. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. Земля в сельском хозяйстве функционирует в качестве предмета труда, когда человек, обрабатывая верхний ее слой — почву, создает благоприятные условия для получения урожая. В то же время земля является орудием труда, когда при возделывании растений используются механические, физические и биологические свойства почвы для получения сельскохозяйственной продукции. В целом земля выступает как главное средство производства, важнейшая часть материальнотехнической базы сельского хозяйства [1,4].

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) призван обеспечить актуальность юридически значимой информации для государства и общества в целом, которая основана на сведениях ГКН опираясь на земельный кодекс РФ №ФЗ 25.10.2001 г. (ред. от 05.10.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015).

Земельные ресурсы — это поверхность земли, пригодная для проживания человека, строительства и иных видов хозяйственной деятельности [5,6].

Юридически значимая информация, предоставляемая государству и обществу при введении государственного кадастра недвижимости, включает следующие:

  • надежная защита собственности, гарантия прав на нее;
  • поддержка недвижимой собственности и системы налогообложения земли;
  • гарантия ипотечных кредитов;
  • земельный оборот, его развитие и контроль;
  • проведение государственного земельного контроля;
  • земельные споры;
  • приватизация земель;
  • земельная реформа;
  • рациональное использование окружающей среды;
  • развитие территории, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов.

Именно последний пункт является основной частью для раскрытия данной темы. Важнейшим фактором по управлению земельными ресурсами на всех административно — территориальных уровнях, является система государственного кадастра недвижимости (ГКН). При этом к рыночным условиям должны быть адаптированы все составные части кадастра. Значение экономически обоснованных разработок методик массовой государственной оценки земель различных категорий, законодательных изменений принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений, так же очень важно. Сведения по данной информации отражены в Земельном кодексе Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Основной частью в условиях становления рыночных отношений, является развитие организационно — правового и экономического механизма повышения эффективности использования земельных ресурсов. Реформирование эффективного использования земель особенно важно для земель населенных пунктов, с которых собирают 90 % земельных платежей.

Укрепление основополагающих принципов рыночных отношений, о которых было сказано ранее, а так же усиление свободы экономической деятельности привели к динамичному развитию оборота земельных ресурсов, в процессе которого, заключая сделки, недвижимость меняет собственника или передается во временное владение и пользование другими лицами [5,7].

Решение проблем экономической безопасности в сфере повышения использования земельных ресурсов подразумевает квалифицированное государственное регулирование, ориентированное на становление и активизацию конкурентного рыночного механизма, адаптированного и подготовленного к управлению земельным фондом России. В различных научных исследованиях и в работе государственных органов, недостаточно внимания уделяется вопросам экологической безопасности в сфере использования земельных ресурсов. В настоящее время, особенно значимой, проблема эффективного использования земельных ресурсов стала в крупных городах и мегаполисах.

Для повышения эффективности системы управления и распоряжения, в настоящее время необходимо:

  • проведение полной инвентаризации федерального земельного фонда, отражение этих данных в государственном кадастре недвижимости, выявление неиспользуемых или неэффективно используемых его частей;
  • постановка на учет большего количества земель;
  • предотвращение «накопление земли без использования»;
  • введение специального налога, который, послужил бы средством экономического принуждения собственника земли к эффективному ее использованию либо к отчуждению другому собственнику;
  • дальнейшая дифференциация земель по категориям;
  • совершенствование методик расчета кадастровых оценок, земельного налога, арендных платежей;
  • увеличение количества сделок аренды земли рост сроков аренды;
  • бесплатная передача в собственность неиспользуемых земель;
  • проведение плановых и внеплановых проверок использования государственного имущества.

Таким образом, особую роль в повышении использования земельных ресурсов играет государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастр недвижимости как особый вид информационного ресурса обладает рядом особенностей, с одной стороны обеспечивающих, получение дополнительных эффектов в различных сферах деятельности, связанных с землепользованием; с другой — его использование сопряжено со значительными рисками и требует повышенного внимания специалистов к обеспечению учета множества конкретных индивидуальных факторов, формирующих кадастровую стоимость [5,8].


Бесплатная юридическая консультация:

Концепция применения государственного кадастра недвижимости в повышении использования земельных ресурсов должна быть направлена на рост жизнеобеспеченности территории и населения и основывается на преобладание социально-эколого-экономических положительных эффектов над отрицательными ущербами и затратами.

Сложность внешней и внутренней среды, необходимость сравнения некоторых не поддающихся точной экономической оценке факторов при принятии решения об использовании земель обусловила необходимость производить оценку эффективности в динамике, то есть до и после принятия решения, направленного на повышении эффективности использования земель [2,3].

В целях оценки эффективности использования данных государственного кадастра недвижимости, для повышения эффективности использования земельных ресурсов нужно исходить из следующего:

  • необходима оценка достигнутого уровня эффективности использования земли на определенном отрезке времени;
  • эффективность использования земли должна отражать реальный результат;
  • эффективность использования земельных ресурсов является неотъемлемой частью системы управления. Из всего выше сказанного, можно выделить две группы факторов, влияющих на эффективность использования земельных ресурсов:
  • внешние, связанные с действием природно-климатических условий, рыночных механизмов, воздействием общества, прежде всего, через различные государственные структуры, а также общественные организации;
  • внутренние, заключающиеся в рациональном ведении сельскохозяйственного производства, позволяющего решить задачи повышения эффективности использования земельных ресурсов [2].

Источник: http://kadastr.org/conf/2015/pub/kadastr/sistema-gkn-kak-faktor-upravleniya-zem-resursami.htm

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕН-НОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Эффективность системы ГКН оценивают по двум направлениям:


Бесплатная юридическая консультация:

1) эффективность кадастрового производства;

2) эффективность участия системы кадастра в принятии управленческих решений.

Эффективность участия системы кадастра в принятии оптимальных управленческих решений следует рассматривать как сумму эффектов от применения данных ГКН различными участниками земельного и информационного рынков.

Эффект кадастрового производства — это конечный полезный результат производственной деятельности, характеризуемый объемом выполненных работ и накопленной информации о земельных ресурсах и объектах недвижимости, состав, содержание и качество которых соответствуют потребностям общества в данный период времени.

Эффективность системы кадастра будет возрастать с увеличением числа задач управления земельными ресурсами, в которых используются кадастровые данные.

Эффективность земельного кадастра — это система земельно-кадастровых действий, проводимых с целью получения определенного вида эффекта от использования земельных и информационных ресурсов.


Бесплатная юридическая консультация:

Эффект ГКН может быть классифицирован по воздействию на объект; источнику создаваемого эффекта; видам получаемых результатов; периоду получения; форме проявления; видам произведенных затрат.

Эффективность системы ГКН определяют на основе следующих принципов.

1. Комплексность оценки.Эффективность определяют системой показателей, так как ГКН представляет собой сложную структуру, связанную с особым объектом — землей. Эффект ГКН может иметь количественное и качественное выражение.

Эффективность устанавливают на основе рационализации структуры ГКН, а также оптимальности соотношения между мероприятиями кадастра, землеустройства, мониторинга или иных действий. Например, при оптимизации или рационализации структуры системы ГКН с точки зрения получения максимального дохода может быть сделан вывод о нецелесообразности проведения того или иного вида работ.

2. Многовариантность оценки. Эффективность кадастрового производства и эффективность применения данных ГКН определяют по разным методикам в соответствии с выделенными критериями и на основе разной системы показателей.

3. Многоуровневость оценки.Эффективность ведения кадастра необходимо рассматривать на пяти уровнях: Российской Федерации — народнохозяйственную; региона — региональную; муниципалитета — муниципальную; конкретного землевладения — хозрасчетную; физического лица — персональную.

На первых трех уровнях система кадастра выступает в качестве государственного действия для регулирования экономики страны и регионов в целях обеспечения реализации экономической и земельной политики. Поэтому кадастр с точки зрения его народнохозяйственной, региональной и муниципальной эффективности следует рассматривать как неотъемлемую составную часть системы управления земельными ресурсами.


Бесплатная юридическая консультация:

Хозрасчетная эффективность отражает возможности самообеспеченности и самодостаточности системы, развития за счет средств, получаемых в виде платы за предоставление сведений ГЗК, и иных источников, не запрещенных законодательством.

4. Необходимость учета фактора времени.При оценке эффективности учитывают следующие факторы времени: динамичность; разрыв во времени; неравноценность разно-временных затрат (или результатов).

5. Необходимость учета различий источников проявления эффекта и произведенных затрат.Это связано с тем, что затраты могут осуществляться в одном месте, а эффект проявляться в другом. Эффект также может формироваться вне объекта затрат и через определенный временной интервал. При ведении ГКН эффект в основном формируется вне объекта затрат.

6. Многоэтапность оценки эффективности. Систему ГКН необходимо анализировать на протяжении всего жизненного цикла, а оценивать эффективность — на этапах инвестирования, реализации проекта, после завершения определенного вида работ.

7. Сопоставимость внешних и внутренних условий, а также объектов оценки.Этот принцип предусматривает соблюдение условий сопоставимости не только объектов оценки, но и их аналогов и объектов сравнения при наличии достоверной информации о состоянии анализируемых объектов и условий их функционирования.

Бесплатная юридическая консультация:

8. Необходимость учета влияния неопределенностей и рисков. При оценке эффективности системы ГКН оценивают и учитывают затраты на страхование кадастровой информации.

Факторы, определяющие эффективность ГКН, по экономическому содержанию объединяются в четыре группы: факторы внешней среды; факторы производства; издержки производства; организационно-технологические факторы.

Показатели оценки эффективности системы кадастра следует классифицировать по следующим признакам: месту (назначению) в процессе анализа; форме представления; периоду расчета; виду расчета; методу расчета; управлению системой ГКН; размеру показателей; доходности.

В качестве результативного показателя эффективности могут быть использованы, например, такие величины, как: снижение затрат рабочего времени или материальных ресурсов при постановке объектов недвижимости на кадастровый учет;увеличение поступлений различных платежей и денежных сборов; доля деятельности службы Росреестра в поступлении земельных платежей или других поступлениях. Результативные показатели должны характеризовать результаты анализа эффективности.

Факторные показатели определяют значение результата и дополняют характеристику объекта исследований. Факторные показатели, отражающие изменения в структуре финансирования и капитальных вложений, в структуре земельных угодий, позволяют судить о степени рациональности и интенсивности использования ресурсов кадастрового производства, а также разработать комплексные меры по увеличению объемов производства в целях увеличения сбора платежей за земельно-кадастровую информацию и других возможных доходов.


Бесплатная юридическая консультация:

По периоду расчета показатели делят на динамические и фиксированные, месячные, квартальные и годовые. По виду расчета показатели делят на: фактические, расчетные, нормативные и прогнозные.

По методу расчета показатели делят на: усредненные, относительные, удельные, математические.

Усредненные показатели определяют как среднеарифметическое, средневзвешенное значение в ряду равнозначных показателей. Относительные показатели представляют собой отношение анализируемого показателя в процентах к среднему показателю в выборке на единицу площади и т. п.

Удельные показатели представляют собой удельный вес анализируемого показателя от суммарного или среднего значения выборки или от другого показателя.

Математические показатели представляют собой величины, полученные в результате определения эффективности ГКН на основе математических действий.


Бесплатная юридическая консультация:

По управлению системой ГКН показатели делят на: директивные, плановые, учетные, отчетные.

Директивные показатели устанавливают органы власти, вышестоящая организация, в том числе.

Учетные показатели характеризуют фактические затраты и доходы от ведения ГКН на анализируемый момент времени.

Отчетные показатели характеризуют фактические затраты и доходы от ведения ГКН за предыдущий отчетный период времени. Отчетные показатели позволяют определять эффект на основе сравнения учетных показателей с отчетными.

Плановые показатели используют для определения эффективности отдельных кадастровых действий.


Бесплатная юридическая консультация:

Методы, применяемые для определения эффективности системы ГКН, классифицируют следующим образом:

1) 1-я группа — абстрактные (интуитивные) методы, основанные на анализе результатов научных исследований, мнениях экспертов, а также на логических рассуждениях. Эта группа методов не сопровождается сложными математическими расчетами, и на их результатах не может быть построена математическая модель анализируемого объекта. Методы применяют, если объект недостаточно изучен или при анализе невозможно учесть большое число разнообразных факторов. Эти методы используются на начальных этапах определения эффективности системы ГКН, а также при определении социальной, экологической и другой эффективности, когда их сложно выразить экономическими показателями.

2) 2-я группа — статистические методы, связанные с анализом исходных данных и факторов и их измерением, основанные на построении и анализе временных рядов. Эти методы используются при выявлении факторов, влияющих на эффективность ведения ГКН, группировке объектов анализа, при отображении результатов анализа эффективности.

3) 3-я группа — экономико-математические методы, основанные на построении полного или частичного математического выражения исследуемого процесса. К этой группе методов относят: факторные модели парной и множественной корреляции; методы математического моделирования; методы экстраполяции; кластерный анализ. При анализе эффективности системы ГКН можно применять экономико-статистические модели, факторные модели, структурные модели, оптимизационные модели. Эта группа методов позволяет математически описывать процессы, и их можно применять на третьем и четвертом этапах анализа эффективности системы ГКН.

4) 4-я группа — методы интеллектуального моделирования. Эта группа методов позволяет математически описывать сложные процессы, показатели которых имеют качественное и количественное выражение, а также разную размерность. Отличительные особенности методов четвертой группы — свойства распознавания, обучения, гибкости обобщения, выявления новых закономерностей в массивах данных. Эти методы можно применять на третьем и четвертом этапах анализа эффективности системы ГКН.


Бесплатная юридическая консультация:

Метод экспертных оценок эффективен в тех случаях, когда отсутствует достаточный статистический материал о деятельности службы Росреестра за предыдущий период, а также при анализе качественных процессов ведения ГКН и внешних условий функционирования системы ГКН. При этом методе возможно быстрое изменение состава вопросов в зависимости от изменения условий и задач анализа. В то же время этот метод имеет такие недостатки, как возможные формальные ответы респондентов, сложность экономического описания результатов.

Метод сравнения позволяет оценить работу Росреестра, определить значение отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. В качестве базы сравнения могут быть максимальные, средние или минимальные значения.

Балансовый метод заключается в сопоставлении уравновешенных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. Связь между отдельными показателями выражают как равенство итогов, полученных в результате различных сопоставлений. При этом используются стоимостные и натуральные показатели.

Метод ранжирования целесообразно применять при проведении анализа эффективности системы ГКН в условиях сочетания размерных и безразмерных величин, а также показателей, которые не описываются количественно. При ранжировании анализируемым показателям присваивают ранги. Минимальному (максимальному) значению показателя в ряду присваивают ранг 1, следующему по значению показателю — ранг 2 и т.д. При использовании нескольких показателей ранги по анализируемым объектам можно суммировать.

Для анализа эффективности принимаемых решений используется общая схема принятия решений при ведении ГКН, основанная на выполнении определенных операций. Она может состоять из четырех этапов (рис. 7.3.1).

Источник: http://cyberpedia.su/16×5819.html


Бесплатная юридическая консультация:

Заключение

По результатам ис следования можно сделать следующие основные выводы и предложения: 1. Проведенный анализ проце сса формирования и ведени я Государственного кадастра недвижимости как информационного ресурса, предусмотренный нормативными правовыми актами выявил следующие проблемы: наличие большого количества ведомственных нормативных правовых актов; применение нормативных правовых актов в устаревшей редакции; отсутствие единого органа управления земельным фондом страны; отсутствие фундаментальной научной базы по изучению и анализу процессов землепользования; узкоспециализированный характер содержания ГКН, не способный отразить истинную картину состояния земельного фонда государства; отсутствие четко регламентированного порядка информационного взаимодействия учетно-информационных систем, участвующих в формировании ГКН, а также являющихся потребителями его информации. 2. В качестве предложений п о совершенствованию нормативного правово го обеспечения Государственного кадастра недвижимости определены следующие направления: – переход от разработки и принятия законов рамочного характера к законам прямого действия, что позволит значительно сократить количество подзаконных нормативных правовых актов, а также затраты бюджетов на внесение изменений и дополнений, разработку процессуальных нормативных правовых актов; – повышение значимости финансово-экономических обоснований разрабатываемых законов в сфере земельно-имущественных отношений путем расчета бюджетных затрат и доходов на внедрение закона; – повысить роль субъектов РФ в разработке и принятии законов РФ в области земельной политики путем привлечения региональных органов власти к обсуждению проектов федеральных законов на этапе законотворческого процесса, как менее затратного; – законодательно закрепить обязательность специализированной научной экспертизы разрабатываемых законопроектов с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. 3. Предложенные критерии и показатели экономической эффективности Государственного кадастра недвижимости на уровне субъекта РФ обосновывают необходимость управления инвестиционными потоками: формирование информационного ресурса, создание инфраструктуры пространственных данных, регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости должно финансироваться из бюджета Российской Федерации. Из регионального бюджета должны финансироваться расходы на ведение государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости, наполнение информационного ресурса необходимыми дополнительными сведениями, такими как актуализированная кадастровая оценка земель, данные мониторинга, землеустройства, государственного земельного контроля; органы местного самоуправления должны нести расходы за технологические процессы – межевание земельных участков и пр. 4. В рамках поставленных задач были сформированы информационные потоки в рамках информационного взаимодействия для обеспечения формирования и ведения Государственного кадастра недвижимости с определением состава сведений, субъектов – поставщиков информации и направления движения таких потоков. Предлагается Постановлением Правительства РФ установить обязательность предоставления основных сведений в ГКН, а также возможность предоставления дополнительных сведений путем заключения соглашений между Управлениями Росреестра субъектов РФ и конкретными органами и организациями, осуществляющими ведение соответствующих информационных систем. 5. На основании анализа развития системы землепользования Тверской области был разработан прогноз организационно-кадрового обеспечения формирования и ведения ГКН. По результатам расчетов количество обращений в территориальные отделы вырастет с 2007г к 2012г. в более чем в три раза. Количество сотрудников, осуществляющих прием граждан, вырастет в два раза, при этом темп прироста нагрузки на одного сотрудника к 2012г. сократится от 7,9% до 3,5%. 6. В результате корреляционно-регрессного анализа зависимости развития земельного рынка Тверской области от количества осуществленных кадастровых процедур за период 2005–2009 гг. установлено, что фактические показатели сделок с земельными участками незначительно превышают расчетные. При росте кадастровых процедур на 20% количество сделок с земельными участками к 2012г. достигнет, что почти в 2,5 раза больше показателя 2005 г. 7. Разработанная методика расчета стоимости нормативного правового обеспечения ГКН основана на таких показателях, как трудозатраты в чел/днях и стоимость 1 чел/дня, что позволяет систематизировать законопроектную деятельность с точки зрения ее эффективности и достижения желаемого качества конечного продукта. Расчет предлагается производить по двум процессам: законотворческому и законодательному, разложенным на этапы, стоимость которых, в свою очередь, определяется по стоимости трудозатрат на выполнение расчетных элементов. С использованием разработанной методики рассчитана стоимость разработки и принятия условного федерального закона, закона субъекта РФ и нормативного правового акта муниципального образования (на примере Тверской области). В результате расчетов, трудозатраты на разработку и принятия условного федерального закона составили примерно 4000 чел/час, что в денежном выражении на периодг.г. составляет около 5 млн.руб. Стоимость и трудозатраты на разработку и принятие условного закона субъекта РФ (расчетным принят 2006 год) соответственно составляют примерно 730 тыс.руб. и 1000 чел/дней, а нормативного правового акта муниципального образования – около 91 тыс.руб. и 200 чел/дней. 8. Комплексная оценка экономической эффективности разработки и внедрения АИС ГКН, являющаяся синтезом двух подходов к оценке эффективности внедрения информационных систем управления – количественного и качественного, позволила доказать высокую эффективность внедрения и использования АИС ГКН в субъекте РФ и муниципальном образовании на примере Тверской области и Бологовского района путем расчета срока окупаемости формирования и ведения Государственного кадастра недвижимости, который составил около тридцати трех месяцев. Чистый дисконтированный доход в 36 месяц осуществления проекта в Тверской области составил 123 млн.руб., а в Бологовском районе – 71,13 тыс.руб. 9. На основании методики комплексного анализа экономической эффективности создания и функционирования системы АИС ГКН в Тверской области и Бологовском районе доказана высокая экономическая эффективность информационного ресурса. Так, доходы, в консолидированный бюджет Российской Федерации, получаемые от сбора земельного и имущественного налогов на третий год реализации проекта на территории Тверской области увеличатся на 25%, а на территории муниципального образования – на 30%. Затраты на деятельность по обслуживанию физических и юридических лиц сократятся соответственно на 29% и 35%. Затраты за счет уменьшения времени подготовки документов сократятся в субъекте РФ на 55%, а в муниципальном образовании – на 66%.

Литература 1. Учет объектов недвижимости: развитие, состояние, проблемы [Текст] / О.Б. Раевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2009. – №7 – С.47 – 50. 2. Формирование и ведение Государственного кадастра недвижимости как информационного ресурса государственного управления земельным фондом [Текст] / О.Б. Раевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2010. –№2 – С.20 – 28. 3. Проблемы информационного обеспечения Государственного кадастра недвижимости сведениями о лесных участках в целях государственного управления земельными ресурсами [Текст] / О.Б. Раевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2010. – №8 – С.37 – 46. 4. Информационное взаимодействие органов кадастрового учета и органов местного самоуправления при формировании Государственного кадастра недвижимости [Текст] / О.Б. Раевская // Проблемы управления земельными ресурсами страны на современном этапе: сб. науч. тр.// М.: ГУЗ, 2010. – С. 217 – 226. 5. Правовые аспекты формирования и ведения кадастрового учета земельных участков [Текст] / О.Б. Раевская //Роль и значение высшего землеустроительного образования и землеустроительной науки в развитии агропромышленного комплекса страны: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 175-летию высшего землеустроительного образования в России в 2-х тт. / Под общей редакцией С.Н. Волкова, В.В. Вершинина. – Т. 1., М.: ГУЗ, 2010. – С. 292 – 296.

Источник: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-41610

Ведение государственного кадастра недвижимости с применением современных компьютерных технологий

Дипломная работа — Компьютеры, программирование

Другие дипломы по предмету Компьютеры, программирование

�ю не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;


Бесплатная юридическая консультация:

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав;


Бесплатная юридическая консультация:

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. Данные о зарегистрированных правах на объекты недвижимости в Заигравском районе районе представлены в таблице 11.

Таблица 4 — Данные о количестве земельных участков, по которым получены сведения о регистрации прав в Заиграевском районе

ГодВсего земельных участков, по которым получены сведения о регистрации праваКоличество объектов недвижимости, на которые приостановлены праваКоличество объектов недвижимости, на которые получены отказыИтого за гг.5


Бесплатная юридическая консультация:

Итого с 2009 года по 2011 год, как видно, из таблицы 11 зарегистрировано права наземельных участков в Заиграевском районе.

Раздел 4. Эффективность ведения государственного кадастра недвижимости с использованием компьютерных технологий

4.1 Виды эффективности государственного кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости призван обеспечить актуальной юридически значимой информацией такие важнейшие потребности общества, как гарантии прав собственности и надежной защиты прав владений недвижимостью; поддержку системы налогообложения земли и недвижимой собственности; гарантии ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; государственный контроль за использованием и охраной земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды; сбор статистических данных о состоянии и использовании земельных ресурсов.

Эффективная система земельного кадастра создается за счет организации системы землепользования и территории регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориального размещения, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики на территориях, что сказывается, в конечном счете, на эффективности материального производства.


Бесплатная юридическая консультация:

В системе государственного кадастра недвижимости существует такое понятие как эффект под которым понимают результат земельно-кадастровых действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях рассчитываемых по определенным формулам, а под эффективностью понимают — проведение определенного объема и вида земельно-кадастровых действий для повышения качества и объема использования земельных и информационных ресурсов.

Эффективность и эффект системы ГКН можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие. В зависимости от охвата территории, периода освоения, степени воздействия и других факторов эффективность системы ГКН можно подразделить на ряд подсистем.

Экологическая эффективность земельного кадастра характеризуется уровнем использования земельных и природных ресурсов, их воспроизводством на основе земельно-кадастровой информации, степенью влияния ГКН на формирование экологически равновесного и устойчивого землепользования, улучшение экологических условий жизни населения.

Критерии экологической эффективности — предотвращение ухудшения природной и антропогенной среды, снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни людей. Далее рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления земельными ресурсами:

Источник: http://www.studsell.com/view/22415/140000


Бесплатная юридическая консультация:

Эффективность ведения государственного кадастра недвижимости с использованием компьютерных технологий

Виды эффективности государственного кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости призван обеспечить актуальной юридически значимой информацией такие важнейшие потребности общества, как гарантии прав собственности и надежной защиты прав владений недвижимостью; поддержку системы налогообложения земли и недвижимой собственности; гарантии ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; государственный контроль за использованием и охраной земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды; сбор статистических данных о состоянии и использовании земельных ресурсов.

Эффективная система земельного кадастра создается за счет организации системы землепользования и территории регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориального размещения, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики на территориях, что сказывается, в конечном счете, на эффективности материального производства.

В системе государственного кадастра недвижимости существует такое понятие как эффект под которым понимают результат земельно-кадастровых действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях рассчитываемых по определенным формулам, а под эффективностью понимают — проведение определенного объема и вида земельно-кадастровых действий для повышения качества и объема использования земельных и информационных ресурсов.

Эффективность и эффект системы ГКН можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие. В зависимости от охвата территории, периода освоения, степени воздействия и других факторов эффективность системы ГКН можно подразделить на ряд подсистем.

Экологическая эффективность земельного кадастра характеризуется уровнем использования земельных и природных ресурсов, их воспроизводством на основе земельно-кадастровой информации, степенью влияния ГКН на формирование экологически равновесного и устойчивого землепользования, улучшение экологических условий жизни населения.


Бесплатная юридическая консультация:

Критерии экологической эффективности — предотвращение ухудшения природной и антропогенной среды, снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни людей. Далее рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления земельными ресурсами:

Экологический эффект государственного кадастра недвижимости зависит от периода освоения системы. Он может быть первичным, промежуточным и конечным:

первичный эффект заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, улучшении ее состояния, снижении объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве и воде, а также в воздухе до максимально предельных допустимых норм, увеличении площади пригодных к использованию земель, сокращению уровня шума, загазованности и т.д.;

промежуточный эффект — снижение загрязнения природной и антропогенной среды до минимально допустимых норм;

конечный эффект заключается в повышении продолжительности жизни населения, снижении заболеваемости людей, эффективности общественного производства и увеличении валового национального продукта страны.


Бесплатная юридическая консультация:

Под экономическим эффектом ГКН понимают результативность государственной и муниципальной деятельности по созданию и ведению системы земельного кадастра и управлению земельными ресурсами, характеризуемую отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов, а также достижения наибольшего объема земельно-кадастрового производства при применении ресурсов определенной стоимости.

Экономический эффект от деятельности органов Федеральной службы по земельному кадастру, ведущих государственный кадастр недвижимости (например, кадастровое бюро или земельные палаты), определяется отношением полученных результатов к производственным затратам.

Учитывая функционирование различных объектов и субъектов земельных отношений в стране в условиях нового экономического механизма, наличие между ними множества экономических, технологических и социальных взаимосвязей, эффективность земельного кадастра необходимо рассматривать с трех сторон: на уровне страны — народнохозяйственную, на уровне региона (область, район) — региональную, на уровне конкретного землевладения (землепользования) — хозрасчетную (коммерческую) эффективность.

С методологической точки зрения данная дифференциация видов эффективности земельного кадастра позволяет сделать следующие выводы.

В первом и втором случаях система земельного кадастра выступает в качестве государственного действия для распределения земельного фонда страны и региона по категориям, субъектам земельных отношений, угодьям и регулирования экономики страны и регионов в целях обеспечения экономической и земельной политики. Поэтому кадастр с точки зрения его народнохозяйственной и региональной эффективности следует рассматривать как неотъемлемую составляющую общественного производства, без которого организовать экономическую деятельность страны и региона невозможно. Народнохозяйственное значение земельного кадастра обуславливается также его взаимосвязью с народнохозяйственным планированием, формированием рыночного механизма в экономике, повышением занятости и уровня жизни населения.

Хозрасчетная (коммерческая) эффективность земельного кадастра отражает возможности самообеспеченности и самодостаточности системы ГКН, развития земельно-кадастровых предприятий за счет средств, получаемых в виде платы за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости, оказания услуг и иных источников, не запрещенных законодательством.

Различают абсолютный и прямой, фактический и расчетный экономический эффект системы земельного кадастра.

Прямой эффект получают за счет реальной экономической отдачи от земельно-кадастровых действий (увеличение сбора земельного налога, платы за информацию и оказание услуг и т.д.).

Абсолютный эффект системы ГКН складывается из прямого эффекта и части косвенного, опосредованного эффекта, получаемого вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории на основе земельно-кадастровой информации. При этом варианты использования информации могут быть различные и, соответственно, различный эффект.

Фактический эффект системы определяется существующими единовременными затратами и ежегодными издержками на освоение и ведение системы ГКН.

Расчетный эффект определяет размер и состав расходов, их отдачу на перспективу с учетом нормативных показателей.

Фактический и расчетный эффект могут не совпадать вследствие экономических, организационных, административных, правовых причин.

Абсолютный эколого-экономический эффект может быть выражен через прирост объемов валовой продукции, чистого дох да и прибыли за счет освоения, трансформации и улучшения земель, введения экологически целесообразной системы севооборотов. Кроме того, этот эффект может быть выражен через снижение производственных затрат, экономию потерь живого и общественного труда, снижение себестоимости продукции, уменьшение износа основных фондов. Социальная эффективность земельного кадастра выражается в двух аспектах: общенациональная и индивидуальная.

В первом случае результатом социальной эффективности кадастра является формирование земельных отношений, создание многообразных субъектов земельных отношений и охрана их прав. Она вытекает из значения земли как объекта социально-экономических связей и направлена на развитие и улучшение социальных условий страны, общества и отдельного физического или юридического лица.

Во втором случае социальная эффективность кадастра обеспечивает высокий уровень удовлетворения потребностей в земельно-кадастровой информации и услуг на потребительском рынке; минимизацию времени, затрачиваемого потребителями на получение информации и услуг; высокое качество сервисного обслуживания; равнодоступность всех членов общества к земле как основе их жизнедеятельности.

Социальный эффект измеряется отношением натуральных показателей, выражающих социальный результат, к затратам, требуемым для его достижения. Социальными результатами могут быть улучшение физического развития населения и сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия, сохранения памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста и развития культуры населения и другие показатели.

Информационная эффективность земельного кадастра во многом формируется за счет ее информационного обеспечения.

Информационное обеспечение ГКН строится как логическое следствие функциональной структуры системы, должно соответствовать ее целевому назначению и следующим принципам функционирования:

формирование, хранение, автоматизированная обработка и выдача по запросам показателей разноаспектной информации о землях в форме конкретных и обобщенных справок для своевременного системного анализа данных выработки управленческих решений;

решение в автоматизированном режиме типовых управленческих задач: статистической отчетности, планирования и прогнозирования, землеустройства и др.

Организационно-технологическая эффективность земельного кадастра отражает эффективность процесса планирования, организации, управления и технико-технологического обеспечения земельно-кадастрового процесса. Критерием является степень освоения государственного кадастра недвижимости и характеризуется показателями достижения обоснованного уровня технологической эффективности системы.

Виды эффективности составных частей государственного кадастра недвижимости показаны в таблице 3.

Основным показателем, определяющим экономическую целесообразность затрат, является годовой экономический эффект.

Таблица 3 — Определение видов эффективности составных частей ГКН

Эффективность применения данных кадастра недвижимости

Плата за предоставление информации ГКУ

Плата за копирование информации

Увеличение сбора земельных налогов

Затраты на подготовительные работы (инвентаризация ранее учтенных земельных участков, кадастровое деление территории, межевание земель)

Затраты на предоставление и копирование информации

Затраты на аналитическую обработку информации

Затраты на хранение и страхование информации

Затраты на документирование информации

Закрепление статуса собственника з.у.

Снижениярчисла земельных споров

Затраты на оплату труда работников, на уплату налогов

Затраты на услуги связи

Уверенность участников земельного рынка в стабильности

Равноправиепв получение земельно-кадастровой информации

Затраты на обучение новой технологии ведения ГКН

Затраты на амортизацию основных средств

На эффективность государственного кадастрового учета оказывают влияния факторы внешней среды и организационно-технологические факторы.

К внешним факторам относятся: состояние нормативно-правовой базы объекта анализ и ее соответствие федеральному законодательству; структура земельного фонда; региональные условия государственного кадастрового учета; потребности в земельно-кадастровой информации; условия финансирования государственного кадастрового учета земельных участков.

К основным организационно-технологическим факторам, которые могут оказывать влияние на эффективность государственного кадастрового учета земельных участков, относятся: применяемые технологии; затраты на производство; кадровое обеспечение; риски земельно-кадастрового производства.

Критерий эффективности государственного кадастрового учета земельных участков — это получение максимальных поступлений в бюджеты всех уровней от применения сведений о земельных участках, территориальных зонах и объектах недвижимости, содержащихся в государственном земельном кадастре при разумной экономия бюджетных и иных средств, направляемых на государственный кадастровый учет земельных участках.

Техническое и технологическое обеспечение кадастрового учета земельных участков на территории Тульской области осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.

Согласно отчетным данным, количество земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет (включая ранее учтенные земельные участки) в Тульской области в 2013 оду составляет. Количество поданных заявлений о государственном кадастровом учете земельных участков 45148, объектов капитального строительства[16].

Одна из основных функций филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области – предоставление заинтересованным лицам сведений государственного кадастра недвижимости.

Предоставление сведений государственного кадастра недвижимости носит заявительный характер и напрямую зависит от количества совершаемых на определенной территории сделок с земельными участками. Иными словами – количество подготовленных органами кадастрового учета кадастровых паспортов (выписок) из государственного кадастра недвижимости характеризует активность участников земельного рынка.

Следует отметить, что на территории всех муниципальных образований функционирует автоматизированная система ведения государственного кадастра недвижимости, содержащая в своих автоматизированных базах данных сведения о земельных участках и их правовом положении. Это позволяет гражданам и юридическим лицам реализовать свое конституционное право иметь в собственности земельные участки, совершать сделки гражданско-правового характера, содействуя тем самым созданию в области цивилизованного рынка земли и недвижимости. При этом с момента ввода в эксплуатацию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра возрастающими темпами идет рост запросов на получение сведений из государственного кадастра недвижимости от граждан и юридических лиц.

В 2013 году количество выписок из государственного кадастра недвижимости, выданных по заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, по заявлениям о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – 68492. Количество выписок из государственного кадастра недвижимости, выданных по запросам о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости.[31].

Экономическую эффективность Государственного кадастрового учета за 1 календарный год можно определить по формуле (4.1):

Д – доход органа кадастрового учета от предоставления сведений ГКН, руб.;

З – производственные затраты органов кадастрового учета,

Взаимодействие с Федеральной налоговой службой РФ органа кадастрового учета позволяет своевременно актуализировать базу данных об объектах налогообложения, в состав которых входят земельные участки. Чем эффективнее и слаженнее будет такое сотрудничество, а так же работа в самих структурах, тем большее число имущества будет охвачено в разрезе налогообложения.

На создание автоматизированной системы требуются значительные материальные и трудовые затраты, что обосновывает необходимость определения эффективности ее внедрения.

Основной фактор, определяющий эффективность автоматизированной системы на уровне кадастрового района — достижение высокой оперативности получения полной в техническом, экономическом, юридическом отношении кадастровой информации обо всех объектах города для обеспечения профессионального пользователя и массового потребителя.

Так как объект недостаточно изучен и при анализе невозможно учесть большое число разнообразных факторов для определения эффективности автоматизированной системы применяются абстрактные (интуитивные) методы. Абстрактные (интуитивные) методы основаны на анализе результатов научных исследований, мнениях экспертов, а также на логических рассуждениях (аналитический метод, метод экспертных оценок, метод описания). Эти методы могут быть использованы на начальных этапах определения эффективности автоматизированной системы.

Статистические методы связанны с анализом исходных данных и факторов и их измерением, основанные на построении и анализе временных рядов (графический, балансовый, индексный, ранжирование, многомерный статистический анализ, эконометрия, метод сравнения). Эти методы могут быть использованы при выявлении факторов, влияющих на эффективность ведения государственного кадастра недвижимости, группировке анализа, при отображении результатов анализа эффективности. Метод сравнения позволяет оценить работу земельной службы, определить величину отклонения от плановых показателей,установить их причины и выявить резервы. При сравнении обычно производится сопоставления: отчетных показателей (базовой системы) с плановыми показателями (расчетной системой); плановых показателей с показателями предшествующего периода; отчетных показателей с показателями предшествующего периода; показателей работы за определенный период (месяц, квартал, год); сравнение со среднеотраслевыми данными; показателей эффективности деятельности данного предприятия с показателями аналогичных предприятий в других регионах [27].

При расчете экономической эффективности создания и внедрения автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости за базовую систему принят ручной способ ведения кадастра недвижимости, а за расчетную — автоматизированная система ведения государственного кадастра недвижимости.

Первым этапом в выполнении перехода к автоматизированной системе ведения кадастра недвижимости от неавтоматизированной является составление сметы (Таблица3). Расчет сметы произведен в соответствии со Сборником цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЭТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

Необходимость систематизации и упрощения системы поиска и доступа возникает из-за объемности документов архива и неудобства их хранения на бумажных носителях. Для решения данной задачи необходимо внедрение автоматизированной системы по формированию, учету, хранению и обработке учетных данных.

Следующем шагом при внедрении автоматизированной системы кадастра недвижимости является определение трудоемкости разработки программной продукции, себестоимости разработки программной продукции, основного фонда оплаты труда, дополнительного фонда оплаты труда, отчислений во внебюджетные средства.

В процессе деятельности комитета по земельным ресурсам и землеустройству формируется архив документов землеустройства и земельного кадастра, представляющих собой свод разнообразных и разноплановых материалов, в т.ч. материалы по выбору земельных участков, документы о предоставлении и закреплении земель за гражданами и юридическими лицами, межевые дела, данные земельного баланса и т.д.[33].

Таблица 3- Смета на проектные (изыскательные) работы по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:5/


© Copyright 2019, mehovaja-fabrika.ru. Все права защищены.
×
Юридическая консультация онлайн