Общественно-территориальное системообразование и территориальные общественные системы

ЛЕКЦИЯ №2

Родовая община

В родовом обществе не территория опосредовала связи между людьми, а, наоборот, родовые связи опосредовали территориальные.

Оглавление:

Именно кровно-родственные связи были системообразующими. Общество дифференцировалось не по территориальным образованиям, а по кровно-родственным группам. Первобытно-общинный строй – это общество без классов и социальных различий, а также без ТОС и территориальных общностей.

Логика общественно-территориального системообразования

· совершенствование средств деятельности (в первую очередь, орудий труда),

· дифференциация человеческой деятельности на различные специализированные типы и сферы,

· рост производительности труда,

· увеличение объема опредмеченной деятельности,

· накопление богатства общества в руках довольно узкого круга людей,

· накопление богатства общества в определенных точках территории,

· усиление территориальной дифференциации общественной жизни,

· интеграция отдельных элементов общественной жизни на определенной территории,

· формирование ТОС различного уровня организации.

Соседская община

В ходе эволюции общества в процессе общественно-территориального системообразования социально-экономическая детерминация территориальной организации общества пришла на смену природно-естественной.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА (ТОС) – это форма территориальной организации общества, целостное территориальное сочетание элементов природного, технического, экономического, социального, духовного, политического характера, формирующееся, функционирующее и развивающееся в ходе непрерывного исторического процесса изменения производительных сил и общественных отношений

ТОС можно рассматривать также как форму организации процесса обмена веществом, энергией и информацией между обществом и природой на определенном таксономическом уровне, как упорядоченное, взаимосвязанное, устойчивое сочетание всех стадий, звеньев и элементов общественного производства.

ТОС – это организационная форма, посредством которой осуществляется деятельность людей в пределах определенной территории, механизм, созданный людьми для реализации общественных отношений путем социального взаимодействия, обмена деятельностью как между отдельными индивидами, так и между социальными группами, занимающими определенные места в общественной структуре

Субстратный аспект строения ТОС

Источник: http://studopedia.ru/3_67298_obshchestvenno-territorialnoe-sistemoobrazovanie-i-territorialnie-obshchestvennie-sistemi.html

ТОС — что это такое? Территориальное общественное самоуправление

Управляющие компании далеко не всегда реализуют свои функции так, как этого хотелось бы гражданам. Именно поэтому в последнее время особую популярность приобрели общественные самоорганизации: ТСЖ и ТОС. Что это такое и чем эти формы отличаются друг от друга? Действительно ли самоорганизация будет полезнее и эффективнее, чем взаимоотношения с ЖКХ? Попробуем разобраться в этой статье.

ТОС: что это такое?

Давайте разберемся. Формы гражданской самоорганизации по месту жительства именуются территориально-общественным самоуправлением (ТОС). Подобные организации нужны для прямого участия населения в реализации местного управления на разных уровнях: муниципальном, районном, домовом и т. д. ТОС создается в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проводятся специальные конференции и собрания, на которых решаются вопросы разной степени важности.

Входить в ТОС могут граждане, достигшие 16 лет, а также имеющие возможность избираться в состав ТОСа или избирать кого-то другого. Создается своеобразное социальное партнерство населения и власти, при котором отсутствует посредник, как это возможно при работе с ЖЭКом и ЖКХ. По сути, граждане самостоятельно организуют свое жилище, двор и придворовую территорию. Такая возможность закреплена на конституционном уровне, а также многими федеральными законами.

Органы ТОС входят в систему местного самоуправления. Следовательно, его члены наделены определенной долей власти. Представители самоорганизации сами решают локальные проблемы, а также принимают на себя определенные обязанности.

История ТОС в РФ

В советской России местного самоуправления в сегодняшнем представлении не существовало. Были общие собрания деревенских жителей, сельские комитеты, товарищеские суды, собрания представителей с каждой улицы, квартальные комитеты и многое другое. Однако обслуживались все представленные инстанции жилищно-эксплуатационной конторой (ЖЭК). Деятельность ЖЭКа носила всеохватывающий и массовый характер. Этот орган сохранился и по сей день. В законе «О местном самоуправлении» 1991 года строго регламентирована их профессиональная деятельность. Кроме того, Советский Союз предполагал наличие и функционирование добровольных народных дружин, которые, по сути, имели возможность помогать ЖЭКу.

В России ТОСы появились только в 1995 году. Согласно закону, эти органы не входят в состав ЖЭКа и не носят массового характера. На данный момент ТОС определяется как самоорганизационная гражданская инстанция, расположенная на определенной территории муниципального образования. ТОС может реализовываться селом, жителями подъезда, многоквартирным домом, совокупностью домов, отдельным микрорайоном или иными территориальными образованиями.

На сегодняшний день понятие территориального общественного самоуправления известно далеко не всем россиянам, согласно статистике, лишь 39 % от общего населения. И это далеко не лучший показатель. Граждане обладают недостаточной правовой культурой, из-за чего вынуждены терпеть не самую качественную работу ЖЭКа.

Зачем нужен ТОС?

К сожалению, далеко не всем российским гражданам известна даже расшифровка аббревиатуры ТОС. С чем может быть связан столь низкий уровень ознакомленности с одним из видов самоорганизации? Скорее всего, население попросту не знает о пользе ТОСа. Какие у этой системы могут быть преимущества?

Создание территориального самоуправления жителями конкретного населенного пункта может поспособствовать скорейшей реализации всех предложений и идей. Организовавшиеся в ТОС граждане имеют возможность вносить на рассмотрение свои пожелания, после чего заниматься их достижением на практике. Как правило, все идеи носят локальный характер, а потому могут быть полезны и для других граждан. Проживающие рядом люди поддерживают друг друга в реализации отдельных инициатив, а потому развитие населенного пункта происходит довольно быстро. Подобное вряд ли можно организовать во взаимоотношениях с ЖЭКом: как правило, его представители заняты куда более важными делами.

Какие вопросы наиболее часто поднимаются в рядах представителей ТОСа? Это благоустройство места проживания, организация спортивных или детских площадок, сохранение культурного наследия, ликвидация свалок, проблема экологии и многое другое. К тому же у представленной формы самоорганизации есть одно существенное достоинство: все предложения, направленные от организации в органы местного самоуправления, обязательно должны быть рассмотрены.

Функции ТОС

Чем занимаются граждане, входящие в систему территориального общественного самоуправления? К их исключительным полномочиям относится:

  • принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;
  • разработка и утверждение сметы расходов и доходов ТОСа, формирование отчета о качестве исполнения такой сметы;
  • установление структуры ТОСа, формирование плана о самоуправлении;
  • избрание органов ТОСа;
  • своевременное рассмотрение и принятие отчетов о деятельности ТОСа.

Целью рассматриваемых органов должно быть представление интересов населения, обеспечение исполнения их решений, принятых на собраниях и конференциях. Должна качественно реализовываться хозяйственная деятельность, касающаяся благоустройства той или иной территории.

В каждом территориальном образовании должен присутствовать устав ТОСа. В этом документе должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • способы и порядок принятия решений;
  • территориальное образование, на котором должны осуществляться функции;
  • порядок формирования и прекращения обязанностей и полномочий, а также установление срока их действия;
  • задачи, формы, цели и основные направления работы ТОСа;
  • причины для прекращения работы ТОСа, а также порядок ликвидации организации;
  • способы приобретения собственности, порядок распоряжения и пользования ею.

Согласно статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, дополнительные требования к организационному уставу устанавливаться органами местного самоуправления не могут.

Создание

Что это такое — ТОС и как его можно создать? Ответы на эти вопросы находятся в статье 27 ФЗ «О местном самоуправлении в России». Опираясь на закон, следует рассказать о том, как именно можно сформировать и зарегистрировать систему территориального самоуправления. Первое, что необходимо, — это наличие группы инициативных граждан, обладающих достаточно высоким уровнем правовой культуры. Минимальное количество граждан, готовых к созданию ТОСа, не должно быть меньше 3 человек.

Далее следует установить границы ТОСа. Это должна быть территория одного подъезда, целого дома, группы домов, микрорайона и т. д. Все границы должны быть зарегистрированы в уполномоченном органе местного самоуправления.

Еще одним важным этапом в создании ТОСа является проведение учредительного собрания или конференции граждан, на котором следует определить наименование ТОСа, его устав, органы управления, председателей и многое другое. Последним этапом в создании самоуправления должна быть регистрация в соответствующем государственном органе в качестве юридического или не юридического лица.

Польза ТОСа

В зависимости от того, где именно образован ТОС, одинаковая польза от него очевидна как для субъектов федерации, так и для муниципальных образований. Стоит классифицировать основные преимущества рассматриваемой системы.

В конкретном российском регионе ТОС может обладать следующими достоинствами:

  • Наличие гарантии активизации правильным образом настроенного электората и всего гражданского общества в целом. Отныне люди полагается не только на ЖЭК, но и на самих себя.
  • Наличие эффективных рычагов управления отдельными территориями.
  • Использование инструментов по актуализации, выявлению и мобилизации собственных внутренних резервов.
  • Возможность самостоятельно управлять бюджетными средствами, грамотно расходовать их на достижение приоритетных целей и задач.
  • Использование механизмов по коррекции и мониторингу общественного мнения.

Для муниципального образования, в том числе для сельского поселения, плюсы также очевидны. Здесь стоит выделить:

  • выход муниципального образования из зависимости от финансовой конъюнктуры, возможность действовать самим, без опоры на малоэффективные государственные инстанции;
  • возможность самостоятельно, а потому качественно управлять социально-экономическим развитием муниципалитета;
  • наличие гарантий участия местных жителей в решении территориальных проблем;
  • полный контроль органа местного самоуправления за расходованием ТОСом выделяемых средств.

ТОС — что это такое? Это в первую очередь средство социального оздоровления. Каждый житель принимает активное участие в улучшении качества собственной жизни. Тем самым устраняется стереотип о том, что только государственные инстанции должны заниматься проблемами населения. ТОС в России особенно необходим. В нашей стране не лучшим образом развита система жилищного управления (ЖКХ) и жилищных служб (ЖЭК). Именно поэтому стоит брать инициативу в свои руки, что позволит куда быстрее и тщательнее повысить качество жизни.

Формы ТОСа

Самоорганизация граждан по месту их жительства может принимать несколько основных форм. Существует классификация, согласно которой ТОС может существовать как в качестве юридического лица, так и без него. Две эти формы отличаются общим числом возможностей по привлечению финансовых средств. Очевидно, что с юридическим лицом местное самоуправление быстрее пойдет на контакт, а потому такая форма выгоднее. Однако создать ее будет не так просто.

Создание ТОСа в качестве юридического лица проходит по нескольким этапам. Для начала следует обратиться в государственный регистрационный орган за получением организационно-правовой формы. ТОС будет иметь статус НКО — организации некоммерческого типа. Такой орган должен обладать:

  • своим расчетным счетом в банковской организации;
  • зарегистрированным уставом, в котором прописаны возможные виды предпринимательской деятельности;
  • документами об имуществе организации и численности ее представителей.

Члены такой организации будут иметь возможность самостоятельно распоряжаться своими финансами и материальными средствами. Получить необходимое количество денег из местного бюджета для реализации проектов также не составит труда.

Есть также второй вариант: регистрация ТОСа как не юридического лица. В таком случае регистрации подлежит только устав — в районной, сельского поселения или городской администрации. Не будет возможности открыть расчетный счет, а обращаться за финансами можно будет только через муниципальные инстанции.

Конференции и собрания

Согласно закону «О местном самоуправлении», статье 27, территориальное общественное самоуправление должно иметь высший орган. Как правило, таким органом является конференция или собрание. Собирается высший орган не реже одного раза в год. Принимать участие в нем могут только достигшие 16 лет граждане, проживающие на подконтрольной ТОСу территории.

В пункте, население которого составляет не более 300 человек, проводится собрание. В нем должно принять участие минимум 100 делегатов. В противном случае формирование высшего органа будет признано несостоявшимися. Если же численность на отдельной территории превышает 300 человек, то стоит провести конференцию, в которой должны участвовать отдельно избранные представители. Возможно также заочное голосование путем сбора подписей за ту или иную инициативу.

На конференциях или собраниях решаются наиболее важные вопросы, касающиеся территориального самоуправления. Это, например, формирование и принятие устава, внесение в него изменений, определение основных направлений деятельности, утверждение финансовых смет и планов, написание и подача обращения в органы местного самоуправления и т. д.

Финансовая база

За счет чего формируются финансовые ресурсы ТОСа? Ответ на этот вопрос дает статья 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно закону, финансовая база ТОСа как юридического лица должна состоять из привлеченных и собственных средств. Привлекаются средства от органов местного самоуправления. Собственные же ресурсы формируются за счет взносов от местных жителей.

Закон указывает на следующие основные источники финансирования ТОСа:

  • денежные средства местных жителей, добровольно направленные на формирование и развитие структуры ТОСа;
  • частные пожертвование не причастных к ТОСу лиц;
  • целевое финансирование из бюджета муниципального или иного образования (нередко государственные органы или инстанции местного самоуправления устраивают конкурсы, итогом которых становится одноразовое или постоянное получение грантов и субсидий);
  • финансовые средства, получаемые от реализации хозяйственной деятельности;
  • гранты, получаемые от благотворительных организаций;
  • финансирование ТОСа из местного бюджета по программе поддержки территориальных самоуправлений.

Какими правами обладают территории муниципального образования на получаемые финансы? ТОС, зарегистрированный как юридическое лицо, имеет законное право:

  • на добровольное кооперирование денежных средств для финансирования определенных программ;
  • на самостоятельное использование финансов, имеющихся в распоряжении;
  • на организацию экономической деятельности, направленной на достижение целей, прописанных в уставе;
  • на пользование имуществом, которое было передано инстанциям ТОСа органами местного самоуправления и т. д.

Стоит также отметить, что в собственности ТОСа могут кооперироваться денежные средства юридических и физических лиц. Важно лишь, чтобы все источники финансирования имели законный характер.

Поддержка ТОСа

Территориальным общественным самоуправлениям должна оказываться системная поддержка со стороны государства. В этом и заключается основное преимущество рассматриваемой системы. Государство должно активно финансировать ТОСы, консультировать их по разным вопросам, предоставлять актуальную информацию, наконец, оказывать материально-техническую помощь.

Существует множество примеров, когда система ТОСа получала различные государственные гранты. Например, в Волгоградской области в 2006 году проводился конкурс на лучшую территориальную самоорганизацию. По итогу, победитель выиграл приз в 1 млн рублей. В Костромской области средняя сумма премии для ТОСов составляет 100 тыс. рублей. Иногда участники конкурсов обеспечиваются и материально, например, получают необходимую оргтехнику, сельскохозяйственные машины, а также строительные или ремонтные материалы.

Таким образом, ТОС — это выгодная и полезная система, об организации которой должен задуматься каждый инициативный россиянин.

Источник: http://www.syl.ru/article/349645/tos—chto-eto-takoe-territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie

16. Территориальная соц-эк система

Территориальная социально-экономическая система — совокупность всех экономико- и социально-географических объектов определенной территории с установившимися между ними связями. Это сложившееся и функционирующее на определенной территории сочетание всех элементов народного хозяйства (не только производственных), будь то поселения промышленные или сельскохозяйственные предприятия, звенья производственной и социальной структуры и др. Каждая ТСЭС — очень сложное образование, структура которого формировалась под воздействием как природных, так и общественных факторов. ТСЭС различаются не только функциональной структурой, но и размерами территории. ТСЭС по отношению к территориально-производственному комплексу являлись новой категорией с более высоким уровнем обобщения.

Цель ТС-ЭС: устойчивое развитие

Подсистемы ТС-ЭС: и их цели:

-социальная: создание мотивации устойчивого развития на территории во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности

-административного деления: — переосмысление административно-территориальных границ на основе формирования зон общих интересов населения с локализующим центром

-экономическая: — учет в планировании территориального развития воспроизводственной функции системы, принципов рационального природопользования

-экологическая: — проведение политики, направленной на охрану окружающей среды

Цель управления: — гуманизация процесса подготовки, рассмотрения и реализации мероприятий для развития

17. Территориальная общественная система

Интегральным предметом экономической и социальной географии являются территориальные (пространственные) общественные системы (ТОС), функционирующие на разных иерархических уровнях. Под ТОС понимаются пространственные сочетания всех компонентов и сфер жизнедеятельности населения. Территориальные общественные системы выступают в качестве пространственно-временных форм организации ойкумены, тесно взаимодействующих с окружающей средой, смежными системами и системами более высокого иерархического уровня. Внутреннее строение территориально-общественных систем отражено на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Внутреннее строение ТОС. Инфраструктура: 1 — социально-культурная; 2 — социально-бытовая; 3 — производственная; 4- рыночная; 5 — духовная; 6 — природно-экологическая

Ядром в системах является население и отдельный человек — главный производитель и потребитель материальных и духовных благ. Жизнь людей включает в себя труд, быт, отдых и протекает в природной, экономической, социальной и духовной средах.

Важную роль в жизни людей играет инфраструктурное обустройство территории. В каждой системе функционируют производственная (коммуникационная), социально-бытовая, социально-культурная, рыночная, духовная, экологическая и другие виды инфраструктуры. Территориальные общественные системы относятся к классу саморазвивающихся и самоуправляемых систем, поэтому их важнейшим компонентом являются управленческие и институциональные инфраструктуры.

Территориальная общественная система представляет собой концептуальную модель отдельных форм пространственно-временной организации общества. Реальное наполнение этой модели происходит при непосредственном изучении географических явлений и процессов, которые развиваются на разных пространственных уровнях. Примерами могут служить территориальные общественные системы мира, страны, региона, а также города, села, административного района и др. Так, правомерно говорить о территориальной общественной системе России, США, Урала, Пермского края, города Соликамска, села Култаево и т. д. При этом отчетливо проявляется иерархическая структура — определенная таксономическая соподчиненность географических образований.

В границах территориальных общественных систем всех таксономических рангов протекают процессы общественного воспроизводства, включающие социальные, духовные, материальные стороны воспроизводства (воспроизводство людей, инфраструктуры, идей, форм общения и т. д.). Территориальная совокупность всех воспроизводственных процессов создает условия для повышения целостности систем, сбалансированности и комплексности всех сфер человеческого бытия. Относительная автономность территориальных общественных систем сочетается с их открытостью, проявляющейся в процессах географического разделения и интеграции труда, услуг, культуры и т. д.

Территориальные общественные системы — это сложные полиструктурные образования. Для их изучения используется ряд подходов, среди которых выделяются следующие три: функциональный, процессуальный и территориальный.

Функциональный подход предполагает выделение функциональных подсистем, отвечающих в рамках целостного образования за решение конкретных задач.

Процессуальный подход предусматривает изучение процессуальных образований — энерговещественных циклов (ЭВЦ), пронизывающих функциональные подсистемы и обеспечивающих обмен энергией, веществом и информацией.

Территориальный подход акцентирует внимание на территориальной структуре ТОС. В составе функциональной структуры ТОС выделяются следующие подсистемы: природно-ресурсная, производственная, населения и расселения, социальная, инфраструктурная, объединенные прямыми и обратными связями (рис. 1.3).

Природно-ресурсная подсистема охватывает всю совокупность компонентов природной среды, используемых обществом в качестве ресурсов. Это не только производственные, но и эстетические, туристические, рекреационные, бальнеологические[4] идругие ресурсы.

Производственная подсистема объединяет все виды экономической деятельности на территории, совокупность предприятий и производств первичной и вторичной (материальной) сфер.

Подсистема населения и расселения выполняет функцию воспроизводства демографического потенциала, трудовых ресурсов и оптимизации системы расселения населения в регионе.

Социальная подсистема ответственна за формирование всей совокупности общественных отношений на территории — производственных, конфессиональных, национальных, моральных, экологических и пр., формируя основные черты социума.[5]

Инфраструктурная подсистема объединяет организации и учреждения третичных видов деятельности (сферы услуг), обеспечивающих наиболее общие условия функционирования производства (производственная инфраструктура) и жизнедеятельности людей (социальная инфраструктура).

Составляющие процессуальной структуры ТОС — энерговещественные циклы — обеспечивают воспроизводство основных компонентов общества и представляют собой последовательные стадии их преобразования, начиная от стадии изучения и извлечения из окружающей среды и заканчивая этапом регенерации и восстановления потребительской стоимости.

В самом общем виде в системе энерговещественных циклов можно выделить ЭВЦ материального производства (вещей), демографический (людей), информационный (инноваций), институциональный (организаций) и энергетический.

Территориальная структура ТОС объединяет точечные, линейные и площадные компоненты территориальных общественных систем. Набор точечных компонентов (здания, предприятия, населенные пункты и пр.) зависит от уровня генерализации и масштабов исследования. К линейным компонентам относят географические объекты, протяженность которых является важнейшей характеристикой, а площадь и ширина не имеют значения (улицы, дороги, границы и пр.). Площадные компоненты объединяют разнообразные географические таксоны — территориальные единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками (ареалы, зоны, регионы).

Источник: http://studfiles.net/preview//page:10/

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 16.02.16

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Попова Ю. А. Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С.. — URL https://moluch.ru/archive/193/48338/ (дата обращения: 29.12.2018).

Статья рассказывает о анализе нормативных правовых актов федеральных органов власти и местного самоуправления, определяющие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, подходы к структуре органов местного самоуправления в юридической науке и правоприменительной практике.

Ключевые понятия: правоприменительная практика, юридическая наука, муниципальное образование, подход к структуре органов местного самоуправления.

Анализируя ТОС в субъекте г. Тюмени институционализация новых общественных отношений дифференцирована регионально. Отличительные особенности в развитии ТОС наблюдаются не только в регионе, но и в других субъектах РФ, а также на муниципальном уровне. Осмысление данного факта обращает наше внимание к положениям российской системной регионалистики о специфике локальных сред как совокупности процессов личностного, общественного и природного характера, объединяемых временем и определенными пространственными границами.

Прошедшие с начала реализации закона о местном самоуправлении годы показали, что в Тюменской области создана и успешно действует инновационная модель, региональная модель управления, основанная на тесном взаимодействии власти и гражданского общества. Она позволяет эффективно решать самые злободневные проблемы территорий, с учетом особенностей каждой из них.

Перспектива развития ТОС. Территориальное общественное самоуправление — одна из форм народовластия, где важной составной частью системы местного самоуправления, является осуществление на части территории муниципального образования, то есть возможность формирования гражданского общества как института, способного оперативно решать поставленные задачи перед населением, которые ставятся как проблемы на уровне поселения (часть территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) территориальное общественное самоуправление органы избираются через собрание или конференцию граждан, проживающих на определенной территории и считающееся учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправлением. [1] Если говорить о данном Законе, точнее о взаимоотношениях государственного управления и местного самоуправления в субъекте г. Тюмени, то можно выделить нормативный правовой акт, который регламентирует данную деятельность в самом субъекте — «О внесении изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 № 275 № 656 от 2017–11–30». [2]

_____________________

Устанавливается взаимодействие эффективного решения вопроса государственного и местного значения между управлением процессами экономического и социального развития субъекта, муниципальных образований и территорий в интересах населения.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод:

  1. Данный Закон и нормативный правовой акт обязан установить принципы и формы взаимодействия государственных и муниципальных органов в развитии территориального общественного самоуправления.
  2. В самом Законе должны быть:

а) Финансовые аспекты ведения между органами власти и территориальным общественным самоуправлением, организационное и информационное взаимодействие.

б) Определен предмет ведения государственной власти г. Тюмени и ведения органов местного самоуправления по вопросам территориального общественного самоуправления. Здесь необходимо отметить обязательность принципа передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных муниципальных полномочий, органами территориального общественного самоуправления, и процесс осуществления этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Поэтому автор делает следующее заключение. Необходимо, чтобы территориальное общественное самоуправление стало сильнее, перестало зависеть от субъективного фактора, от энтузиазма отдельных людей, стало неотъемлемой частью системы общественных отношений. Территориальное общественное саоуправление должно иметь свою экономическую базу и представлять собой целостную самодостаточную структуру, иначе оно будет являтся лишь формальным образованием и придатком существующей власти. Необходимо развертывать самостоятельные социально-экономические программы, позволяющие вовлекать в работу на территориальном уровне широкие массы граждан.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.2009 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  3. «О внесении изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 № 275 № 656 от 2017–11–30».http://duma.tyumen-city.ru/content/reshenija/reshenija tjumenskoj-gorodskoj-dumy-vi-sozyva/

Похожие статьи

Проблемы деятельности территориального общественного.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправления, гражданское общество, проблемы деятельности, нормативно-правовая база, гражданские инициативы.

Местная администрация в структуре органов местного.

Особое место в структуре органов местного самоуправления занимает местная администрация, реализующая полномочия исполнительно-распорядительного характера в муниципальном образовании.

Основы территориального общественного самоуправления

Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление как институт.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальная активность, местное самоуправление, решение местных вопросов.

Роль местного самоуправления как института гражданского.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, демократия, муниципальное управление. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Правовое, юридическое определение местного самоуправления дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления.

Улучшение регулирования деятельности органов местного.

Следующий по иерархии источник, содержащий организационно-правовые нормы территориального местного самоуправления, — муниципальное нормативное правовое регулирование.

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, юридическая техника, представительный орган, инициативная группа, нормативный правовой акт, закрытое.

Источник: http://moluch.ru/archive/193/48338/

Проблемы территориального общественного самоуправления

Российская и зарубежная практика ТОС

Территориальное общественное самоуправление России, без особой поддержки властей, за десять лет выросло до масштабов серьезного социально-политического фактора, с которым нельзя не считаться.

По данным различных ассоциаций органов ТОС, география его деятельности весьма обширна: она охватывает до 100 процентов населения малых городов.

Развитие ТОС в России крайне неравномерно и зависит от целого комплекса факторов, причем какой-либо стержневой фактор, влияющий на развитие ТОС, выделить не удается. В ряде регионов, где система ТОС является уже укоренившейся и доказавшей свою жизнестойкость, они действуют при поддержке местной администрации. Однако ни в каких регионах администрация не противодействует развитию ТОС. Не прослеживается и зависимости от первоначальной инициативы в создании ТОС — кем бы они не создавались (органами местной власти или инициативными группами), это не отражается на их деятельности и жизнеспособности. Также нет зависимости от форм самоорганизации: не наблюдается существенных различий в действиях ТОСов, чьи исполнительные органы избраны общим собранием граждан, и ТОСов, руководство которых выбрано их активом из своих представителей. Кадровый вопрос также не может быть определяющим. В подавляющем своем большинстве исполнительные органы ТОС формируются из числа лиц, находящихся на пенсии; чаще всего это военные пенсионеры и лица, работавшие в системе ЖКХ и строительства. Иногда руководство ТОС осуществляется штатными работниками администраций и ЖКХ, но это скорее исключение, нежели правило. [9, с.193]

Важная проблема развития ТОС заключена в отсутствии у них репутации эффективно действующих структур. Как показывает опыт, наиболее эффективной работа ТОСов оказывается в случае делегирования им части полномочий муниципальных органов власти. Если ТОС способен решать сугубо конкретные вопросы отдельных граждан (связанных, в основном, с социальной защитой: распределение разовых пособий, подготовка информации и содействие в получении какого-либо социального статуса, выполнение части работы органов соцзащиты), то за ним признается определенный авторитет. Однако этот авторитет следует считать заимствованным, так как базируется он на полномочиях и функциях административных органов. В этом случае ТОС воспринимается как административная разрешительно-лоббирующая структура. Руководство ТОСов хорошо понимает, что без поддержки и взаимодействия с администрацией их деятельность провальна изначально. Поэтому основные свои задачи и функции они теснейшим образом пытаются согласовать с административными органами, что хорошо заметно из перечня полномочий, отведенных ТОС местной законодательно-нормативной базой. [9, с. 200]

В России ТОС является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории. Основным субъектом территориального общественного самоуправления является территориальная община — добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая жителями микрорайона, квартала, улицы, двора, дома и иного жилого комплекса для решения вопросов предусмотренных уставом территориальной общины. Главным органом территориального общественного самоуправления является собрание или, в зависимости от численности общины, конференция жителей. Для решения повседневных задач жители избирают комитет общественного самоуправления и контрольную комиссию. В малочисленных общинах могут избираться староста и контролер.

Таким образом, надо отметить, что в городах России существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община. Каждый из них в идеальном варианте должен выполнять по возможности четко определенные полномочия в конкретных сферах.

Рассмотрим развитие системы ОТОС в других регионах Российской Федерации.

Насколько известно, каких-либо специальных структур, занимающихся именно проблемами создания и функционирования ТОС, в Краснодарском крае нет. Теоретически, эту сферу курируют комитеты по развитию местного самоуправления представительных органов на местах. Именно такой комитет городской думы Краснодара в настоящее время ставит вопрос об организации специализированных органов подобного рода. На очередном его заседании шла также речь о необходимости подготовки программы развития ТОС в Краснодаре. Эта программа, судя по всему, станет прологом к созданию местной нормативной базы, регламентирующей деятельность ТОС.

На уровне администрации Тамбовской области работа с ТОСами отнесена к ведению организационного отдела. Деятельность эту нельзя считать излишне активной. На практике она сводится к снабжению органов МСУ методической литературой, законодательными актами, заслушиванию городских и районных администраций по данной тематике. Предпринимаются попытки обобщения опыта работы ТОСов Тамбова, Мичуринска, Моршанска. По мнению специалистов администрации области, развитие ТОС сдерживается отсутствием в области городов с крупными микрорайонами и недостатком средств на ее организацию и работу. Субъективно, неразвитость ТОС объясняется слабой заинтересованностью в его развитии у региональных властей. [9, с. 207]

В Самаре зарегистрировано и активно действуют 74 ТОСа. Их деятельность целиком поддерживается местной администрацией, практически все ТОСы были созданы по ее инициативе. Все ТОСы зарегистрированы как юридические лица. Их полномочия определены Уставом Самарской области, Уставом города, принято городское Положение «О деятельности комитетов территориального общественного самоуправления». На фоне всех остальных субъектов Самарские ТОСы отличаются наилучшей финансовой обеспеченностью.

Официально в Ростове зарегистрировано 95 ТОС, причем в форме ТОСов действует около трети от общего числа организаций. Статус юридический лица официально зарегистрировали 25 структур. В подавляющем большинстве ростовские КТОСы созданы по инициативе групп граждан, но контакты с администрацией оцениваются как весьма продуктивные. Примечательно, что в Ростове законодательная база деятельности КТОСов и местные правовые акты являются одними из лучших в регионе. Особо активно ростовские КТОСы работают в сфере социальной помощи населению. Ростовские ОТОСы функционируют за счет двух источников финансовых ресурсов: немногочисленных субсидий администрации и собственных финансовых средств, большую часть которых составляют безвозмездные пожертвования. Сведений о предпринимательской деятельности ОТОС Ростова не имеется. Другой особенностью ростовский ОТОСов следует считать их внутреннюю инфраструктуру. В подавляющем большинстве все их исполнительные органы избираются из числа актива и самим активом. [9, с. 210]

Структура ОТОС в Ставрополе медленно, но верно сокращается. Официально фиксируется деятельность двух КТОСов, которые зарегистрированы как юридические лица и образованы инициативными группами граждан. Администрация их практически не поддерживает, хотя законодательная и нормотворческая база оценивается как вполне удовлетворительные. КТОСы занимаются, в основном, наблюдением за состоянием территории и весьма активно содействуют социальной работе администрации. Иных полномочий у КТОСов не отмечено.

Тверь относится к числу тех немногочисленных муниципальных образований, которые с самого начала признали эту форму самоорганизации населения, заслуживающую серьезного внимания и поддержки, и рассматривают ее как один из ресурсов городского развития, как продолжение процесса муниципализации городской власти.

Действующая сегодня в Твери система территориального общественного самоуправления существует как нормативно и организационно оформленное самостоятельное звено в системе городского управления, имеющее определенные результаты, накапливающее опыт практических дел.

В Астрахани остался один КТОС, который действует как юридическое лицо. Скорее всего, в течение ближайших двух лет он прекратит свое существование. О его деятельности практически ничего не известно, за исключением того, что на его территории функционирует молодежный клуб.

В Воронеже официально зарегистрировано два КТОСа, хотя некоторыми источниками называется семь ОТОС. Здесь не отработана законодательная база деятельности ОТОС и, по всей видимости, особой необходимости в ней не ощущается. Имеющиеся КТОСы относительно неплохо финансово обеспечены (имеют помещение, связь, оплачиваемых должностных лиц), принимают постоянное участие в совещаниях в администрации, но практически не занимаются социальной работой с населением. Влияние КТОСов весьма мало, их основная функция — благоустройство территории. [9, с. 211]

В Оренбурге зарегистрировано 48 ОТОС. Причем как юридическое лицо не зарегистрирована ни одна организация. В подавляющем большинстве они созданы инициативными группами граждан. Особенностью оренбургских ОТОС следует считать их высокую степень зависимости от населения. Все ОТОС избирали свои исполнительные органы на конференциях жителей. Законодательная и нормотворческая база их деятельности считается вполне достаточной для функционирования. КТОСы Оренбурга играют заметную роль в публичной политике. КТОСы Оренбурга весьма активно занимаются вопросами благоустройства территории и охраны окружающей среды.

В Саратове зафиксировано 34 КТОСа, из которых реально действуют только 27. Более половины КТОСов здесь создано по инициативе властей. Саратовские КТОСы отличаются относительно слабым имущественным и финансовым обеспечением. С другой стороны, деятельность их в целом поддерживается мэрией Саратова. Председатели КТОСов являются постоянными участниками оперативных совещаний в администрации. Законодательная и нормотворческая база Саратовской области в части реализации Закона РФ «Об основах организации местного самоуправления в РФ», касающейся деятельности ОТОС, считается одной из самых лучших по исследуемым регионам.

В Тюмени имеется некоторый опыт сотрудничества муниципальной власти с территориальным общественным самоуправлением. Органы ТОС привлекаются к решению вопросов об отводе земель, утверждению планов строительства, составлению планов социально-экономического развития города. Председатели органов ТОС получают подробную информацию о деятельности городской Думы и участвуют в работе ее постоянных комиссий. На наряду с нежеланием администрации передавать кому-либо свои распорядительные функции существует определенное недоверие к органам ТОС. [9, с. 213]

Европейские страны давно придают большое значение вопросам совершенствования системы местного самоуправления. Так, в 1985 году в Страсбурге государства — члены Совета Европы подписали «Европейскую Хартию о местном самоуправлении», в которой законодательно, на уровне международных норм, закреплены юридические права местного самоуправления стран Европейского содружества. Эти права являются одним из важнейших принципов формирования демократического общества.

Структуры, сходные по своей природе с нашим территориальным общественным самоуправлением, есть и за рубежом.

В Шотландии имеется законоположение о создании общинных советов (аналогичных английским приходам) там, где в них возникает необходимость. По закону они лишены права иметь свой собственный источник финансирования, однако могут получать от местных властей финансовую помощь и субсидии на различные проекты. Главное назначение шотландских общинных советов выяснение, координация и передача местным властям и государству коллективного мнения данной общины по вопросам, за которые эти власти несут ответственность. Общинные советы также принимают меры, которые представляются им необходимыми для защиты интересов общины. [10, с. 170]

В ФРГ низшим и базовым уровнем самоуправления (в т.ч. и в городе) является община. Ей Конституцией представлено право решать местные вопросы в рамках законов под свою ответственность. Общины полностью самостоятельны в вопросах, которые они решают по собственной инициативе и на собственные средства (без привлечения иных бюджетных источников). Сегодня на территории Германии действует около 16 тысяч общин. Число жителей в общине может быть от 1 до 10 тыс. и более. Они по населению и территории волне соизмеримы с нашими микрорайонами и городскими поселками. В каждой из них население избирает на 5 лет представительный орган — совет общины (в пределах 10 человек). Его члены работают, как правило, на общественных началах. Но председатель его (бурмистр) является одновременно и главой исполнительного органа (магистрата).

В Германии сформирован механизм, обеспечивающий относительно бесконфликтное разделение компетенции между муниципальными уровнями управления (община — район) и одновременно формирующий естественные горизонтальные (хозяйственные) связи между общинами. У современной России нет аналогичного механизма, то есть задача для России чрезвычайно актуальна.

В США самый низший уровень самоуправления тоже максимально приближен к населению. Широкое распространение получили так называемые районные ассоциации — самодеятельные организации, весьма сходные по форме с нашим территориальным самоуправлением.

А вот вопрос о ТОС, в Украине решен не в свете Европейской Хартии. Уже в Конституции Украины есть спорный пункт: «Сельские, поселковые, городские, районные в городах советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества». [10, с. 172]

В Украине назрела необходимость в специальном законе «Об органах самоорганизации населения», проект которого уже вынесен на обсуждение. Уже в заголовке этого закона ушли от понятия «территориальное общественное самоуправление», заменив его на более емкое — «самоорганизация». В этом законе перед ТОС поставлены иные, чем в России, задачи.

В Украине много делается для создания объединений жителей многоквартирных домов и частных фирм по обслуживанию и содержанию жилищного фонда.

Приведенный выше анализ практики ТОС ряда российских регионов и зарубежных стран свидетельствует об их неоднородности, различной роли в реализации публичных прав на местном уровне. Анализируя российский и зарубежный опыт формирования местного управления и самоуправления, можно констатировать, что оно наиболее действенно в виде территориального общественного самоуправления, ибо все решения участников данной формы самоорганизации населения базируются, в основном, на возможности удовлетворения собственных корпоративных интересов, связанных с территорией проживания.

2.2 Основные проблемы ТОС

Развитие институтов гражданского общества в России является одной из ключевых проблем современности. От её решения во многом зависит настоящее и будущее граждан. Однако если необходимость создания институтов гражданского общества в России уже не оспаривается, то вопрос о характере этой системы, её сущностных чертах и механизме реализации продолжает оставаться открытым.

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них участия граждан в системе местного самоуправления, которое может осуществляться в различных формах. Одной из форм выражения непосредственного народовластия является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением подразумевается право граждан, населения определённой территории на самостоятельное решение местных проблем. Признавая и гарантируя это право, государство тем самым признаёт самостоятельность ТОС в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права. [12, с. 234]

Территориальное общественное самоуправление представляется в качестве формы организации граждан, которые самостоятельно решают вопросы местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций и потребностей.

В целом, территориальное общественное самоуправление рассматривается как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, как образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также как показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующий его способность к самоустройству, самоопределению, самодеятельности.

Когда появилось территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного волеизъявления граждан — установить сложно, на этот счёт существуют противоречивые мнения. Началом действия территориального общественного самоуправления 1995 год, когда был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Таким образом, территориальное общественное самоуправление официально существуют уже более 10 лет. Всё это лишь подтверждает актуальность и сложность данной темы, и отсутствие эффективной системы прямого участия граждан в местном самоуправлении. Особенно это касается уровня муниципальных образований. В последние годы власти на местах преодолевают большие трудности в решении основных организационных вопросов: границы территории, наполнение бюджетов, кадры, полномочия и т.д. В данный момент такая проблема как привлечение населения к самоуправлению на местах практически не решается, поэтому положительного опыта осуществления территориального общественного самоуправления очень мало. [12, с. 237]

Существует множество проблем, препятствующих развитию территориального общественного самоуправления на территории России, среди которых следует выделить отсутствие должной финансовой базы деятельности территориального общественного самоуправления, отсутствие центров и систем подготовки кадров для территориального общественного самоуправления, отсутствие правового регулирования организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Последняя проблема связана, в том числе и с необходимостью разработки органами местного самоуправления положения о территориальном общественном самоуправлении, без принятия которого деятельность органов территориального общественного самоуправления согласно действующему законодательству не является легитимной.

В целом, становление институтов гражданского общества, в том числе территориального общественного самоуправления, в России происходит медленно.

Основными причинами этого являются:

несовершенство законодательной базы территориального общественного самоуправления;

недооценка, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути территориального общественного самоуправления, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества;

отсутствие у населения опыта сознательного участия в общественной жизни;

отсутствие реальной заинтересованности государственных и муниципальных органов власти в создании территориального общественного самоуправления;

недостаточное использование зарубежного опыта в формировании и функционировании институтов гражданского общества.

В западных странах демократические структуры гражданского общества представляют реальную силу и на равных ведут диалог с властью, причём не только с административной, но и с властью политической.

На территориальное общественное самоуправление в нашей стране возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объём проблем, возникающих в муниципальных образованиях. Положительный опыт образования территориального общественного самоуправления в виде домовых комитетов, ТСЖ, добровольных дружин, клубов по интересам, обществ огородников и садоводов, экологических объединений уже существует, но такие примеры более характерны для городов, чем для посёлков и сёл. Но проведенные исследования доказывают, что провинциальное население, тем не менее, готово принимать участие в общественной жизни населенного пункта. [12, с. 238]

Эти данные позволяют сделать следующие выводы:

  • 1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
  • 2. Население готово участвовать в территориальном общественном самоуправлении при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
  • 3. По сравнению с жителями городов, жители небольших населённых пунктов более активны, мобильны и более оптимистично относятся к возможности решить некоторые проблемы самостоятельно.

Итак, резюмируя вышесказанное, а, также основываясь на анализе практической деятельности территориального общественного самоуправления в разных регионах России, выделим основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня территориальное общественное самоуправление. Это:

непонимание сущности территориального общественного самоуправления;

сложности с юридической регистрацией территориального общественного самоуправления;

проблемы в разграничении полномочий между муниципальными органами власти и органов территориального общественного самоуправления;

недостаточная инициатива граждан в создании территориального общественного самоуправления;

различная степень активности комитетов территориального общественного самоуправления на местах;

ресурсная (в первую очередь — финансовая) необеспеченность деятельности органов территориального общественного самоуправления;

недостаточность материального стимулирования активистов территориального общественного самоуправления.

Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается еще с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все — от простого жителя до главы администрации;

в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;

органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;

в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило, данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;

интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны — органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны — не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;

для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС. [12, с. 240]

Российский территориальный общественный самоуправление

Источник: http://vuzlit.ru/806556/problemy_territorialnogo_obschestvennogo_samoupravleniya


© Copyright 2019, mehovaja-fabrika.ru. Все права защищены.
×